В "Зарядье" спели сразу две звезды мировой оперы

В своем дебютном сезоне концертный зал "Зарядье" продолжает с неподдельной щедростью баловать публику звездными выступлениями. На сей раз афиша с беспристрастной провокационностью предложила драматичное соседство опыта в лице всемирно знаменитого тенора Рамона Варгаса и контратенора Якуба Йозефа Орлинского. Оба исполнителя предложили умные и сложные программы, не дарящие легкого успеха.

Выступление Варгаса, построенное по принципу идеального сольного концерта в дуэте с фортепиано Мзии Бахтуридзе, открыло цикл Листа "Три сонета Петрарки" и продолжалось циклом "Пять негритянских песен" Монсальваджа. Тут возникло ощущение, что голос 58-летнего тенора, за плечами которого почти четверть века феноменальной оперной карьеры, уже не очень может подчиняться своему владельцу. Несмотря на то что вокальная техника была практически безупречна, голос звучал очень "устало". Впрочем, это обстоятельство Варгас виртуозно компенсировал своим сокрушительным обаянием.

Вторая часть вечера, состоящая из итальянских песен Тости, Масканьи, Леонкавалло, Респиги и Россини, оказалась прекрасна во всех отношениях, будто у солиста проснулось второе дыхание и голосу вернулась былая красота и свобода звучания. Зал зашелся от восторга и в качестве "бисов" получил немного из фирменного репертуара - плач Федерико из "Арлезианки" Чилеа и арию Ленского из "Евгения Онегина" Чайковского.

28-летний Якуб Йозеф Орлинский пока еще находится в такой счастливой поре жизни, что не обременен необходимостью каждым своим появлением на сцене доказывать неслучайность успеха, который он уже тоже успел отведать, как, например, на фестивале в Экс-ан-Провансе. В Москве певец вместе с Государственным камерным оркестром России (который стал ахиллесовой пятой концерта) под управлением аргентинца Леонардо Гарсиа Аларкона представил пикантную россыпь барочной музыки от популярных Stabat Mater Вивальди и арии из хитового "Мессии" Генделя до раритетных "Мотета" Фаго и "Иеффая" того же Генделя.

Концерт получился по-юношески сумбурным. Впечатление было такое, будто не в спектакле, а один на один с большой аудиторией солисту неуютно - он смущается, и оттого все исполняемое звучит одинаково и бесстрастно, очень по-школьному, не имея ничего общего с теми роликами во Всемирной паутине, что принесли музыканту тысячи поклонников. Тексты, полные прямых обращений к Богу и мыслей о любви и всепрощении, Орлинский поет красиво, но нарочито отстраненно, не передовая никакой эмоциональной энергии залу. А потому, что вполне естественно для молодого музыканта, он пока еще не может претендовать на контратеноровый пьедестал, где царят Филипп Жарусски, Франко Фаджоли и Макс Эмануэль Ценчич.

"Зарядье" же продолжает предлагать исключительно заманчивые концерты даже в пересыщенной событиями столице. Вслед за Орлинским 9 марта Юлия Лежнева представит свой взгляд на современное барочное исполнительство вокальной музыки. Но прежде, в первый день весны, выступит феноменальная латышская певица Элина Гаранча, чье уникальное меццо-сопрано украшает афиши всех лучших оперных домов мира.