Жан-Кристоф Спинози: С молодыми музыкантами я говорил о Меркьюри и Эминеме

В Концертом зале им. П.И. Чайковского прошел концерт Российского национального молодежного симфонического оркестра под управлением Жана-Кристофа Спинози - всемирно известного французского дирижера, основателя барочного ансамбля "Matheus". Программа была посвящена музыке импрессионизма - произведениям Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Поля Дюка и Камиля Сен-Санса. Событие стало заключительной частью уникального проекта: почти две недели молодые музыканты репетировали с опытными музыкантами из ансамбля "Matheus", набираясь бесценного опыта в области французского исполнительского стиля. Своими впечатлениями о работе с российской молодежью с "РГ" поделился сам Жан-Кристоф Спинози.

Многие знают вас как блистательного исполнителя музыки барокко. Почему вы выбрали в качестве программы произведения импрессионистов?

Жан-Кристоф Спинози: Я всегда исполнял музыку разных эпох и стилей. Многие люди знают меня по записям опер Вивальди, сделанным с фирмой "Naïve", но это лишь часть моих музыкальных интересов. Я - современный музыкант, мне нравится открывать новые горизонты и "прыгать сквозь века". Что касается программы московского концерта, то французская музыка (Равель, Дебюсси, Сен-Санс) - это то, на чем я вырос и что изучал с ранних лет, мне это очень близко. К тому же, такие импрессионистские произведения, как "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси и хореографическая поэма "Вальс" Равеля - символы новаторского стиля, в свое время они открыли слушателям новый мир музыки. Было очень интересно исполнить их с молодежным оркестром, ведь сами молодые люди - это "новый мир".

Перед концертом вы и четыре солиста ансамбля "Matheus" две недели проводили мастер-классы у молодых исполнителей. Есть ли для Вас какая-то разница в работе с молодыми и зрелыми музыкантами?

Жан-Кристоф Спинози: Я люблю работать с музыкантами всех возрастов. Сегодня мы переживаем непростые времена в связи с политической и экономической нестабильностью, но для искусства это прекрасная эпоха. Работа с современной молодежью - нечто совершенно особенное: они более открыты к новым вещам, они как "tabula rasa". Зрелые музыканты очень часто тоже стремятся познать новые вещи, но в молодых людях это желание еще сильнее.

Приходилось ли вам находить особенный подход при работе с молодежью?

Жан-Кристоф Спинози: Очень многие считают, что классическая музыка - это недосягаемые высоты, что к ней нужно относиться с огромным уважением как к чему-то элитарному. Но ведь чтобы уважать что-то, это надо любить. Когда я работал с молодыми музыкантами, мы говорили и о современной музыке - о Фредди Меркьюри, например, и даже об Эминеме. Нужно уметь не уходить в "музейность", чувствовать пульс времени.

Чем для Вас отличается работа с российскими музыкантами и, скажем, французскими?

Жан-Кристоф Спинози: Русские глубоко любят музыку. В других странах музыканты, конечно же, тоже преданы своему делу, но очень часто им нужно больше времени, чтобы прочувствовать красоту музыкального произведения. В русских я чувствую глубочайшее желание узнавать новое, искать в музыке не известные им до этого грани.

Каковы Ваши общие впечатления о проекте?

Жан-Кристоф Спинози: Это был один из лучших профессиональных опытов в моей жизни. Я видел слезы радости в глазах молодых музыкантов - и для меня это огромное счастье. Я считаю, что такие проекты зачастую более эффективны, чем политические и экономические: они преображают мир и делают его лучше.

Справка "РГ"

Жан-Кристоф Спинози - один из лидеров современного аутентичного барочного исполнительства: с основанным им ансамблем "Matheus" были сделаны записи четырех опер Вивальди (три из них - абсолютные мировые премьеры), а также сольные альбомы Чечилии Бартоли, Филиппа Жарусски и Мари-Николь Лемьё. Однако дирижер работает также в других стилях: в его репертуаре присутствуют произведения Моцарта, Россини, Бизе, Гайдна, Баха, а также Шостаковича, Барбера и многих других композиторов. В 2009 и 2014 годах Спинози приезжал в Россию с ансамблем "Matheus”.