Новости

25.02.2019 20:34
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Когда не ревнив режиссер

У Омского драмтеатра девять номинаций "Золотой маски"
Выбор экспертов фестиваля "Золотая маска" пал сразу на два премьерных спектакля Омского драмтеатра. Мало кого в театральном мире это может удивить: за 25 лет существования фестиваля постановки сибирского театра не раз становились номинантами и лауреатами. Как это удается омичам?
Одним из претендентов на "Золотую маску" стал спектакль Дмитрия Егорова о драматическом времени - распаде СССР. Фото: Омский театр драмы Одним из претендентов на "Золотую маску" стал спектакль Дмитрия Егорова о драматическом времени - распаде СССР. Фото: Омский театр драмы
Одним из претендентов на "Золотую маску" стал спектакль Дмитрия Егорова о драматическом времени - распаде СССР. Фото: Омский театр драмы

В основу первой постановки, отмеченной экспертами, легла документальная повесть Светланы Алексиевич "Время секонд-хенд". Время драматическое - распад СССР. В центре внимания - судьбы обычных людей с их водоворотами страстей. Нет ни хороших, ни плохих. У каждого героя свои обстоятельства, своя правда. Приглашенный режиссер Дмитрий Егоров, поставивший на омской сцене уже третий спектакль, вспоминает, как его сначала торжественно приняли в пионеры, а через три месяца сообщили, что галстуки можно не надевать. Для детей это было стрессом. А для родителей?

Вторая постановка, претендующая на "Золотую маску", осуществлена московским режиссером Павлом Зобниным. Камерный спектакль по пьесе Августа Стриндберга "Отец". Уходит любовь, рвутся семейные отношения, яблоком раздора для родителей становится дочь.

Главного режиссера Омской драмы Георгия Цхвираву не смущает присутствие в театре приглашенных режиссеров.

- Я не ревнив, - улыбается он. - Чем больше талантливых людей - режиссеров, художников, балетмейстеров с разными взглядами, тем для театра лучше. И артистам полезно работать с представителями иных школ и направлений. Стараюсь привлекать как можно больше молодых актеров. Играют Чехова, Шницлера, Толстого, Уильямса, Ремарка и собирают полные залы ровесников. Театр, открытый для всего нового, - мне кажется, это правильно.

Театру в провинции сложнее, чем в столице, считает главный режиссер. Дело даже не в финансовых возможностях. Из Сибири уезжает интеллигенция, молодежь. Хорошие артисты уезжают каждый год.

- Что нравится современному зрителю? Комедии, - говорит Цхвирава. - И мы ставим спектакль по малоизвестным в России произведениям Аверченко. Ставим "Женитьбу Фигаро" Бомарше, билеты уже распроданы до конца сезона. Но драматический театр не может быть театром комедии. Пытаемся плыть между Сциллой и Харибдой. "Время секонд-хенд" - спектакль не самый кассовый. "Искупление" тоже не для массовой публики. Но зритель должен не только отдыхать, но думать, сопереживать: душа обязана трудиться.

Что нравится  зрителю? Комедии. И мы ставим  комедии. Но театр драмы - это  не театр комедии!

В январе при полных аншлагах спектакли Омской драмы проходили в Московском театре имени Вахтангова. Главреж, невольно сравнивая условия там и здесь, видит, что пора менять безнадежно устаревшую сценическую аппаратуру, надо выносить из здания театра цеха, освобождая место для репетиций. Это упирается в вопросы земельных отношений, огромные расходы, которые театру не потянуть. Хотя без этого уже нельзя.

Омская драма всегда отличалась качественным актерским составом. Еще в советское время всех артистов здесь перевели на срочный трудовой договор. Каждый год начинается как с чистого листа. Конфликтные вопросы решает профсоюз. Сохранился и художественный совет. Такая система помогает поддерживать комфортный творческий микроклимат. К своему театру труппа по старинке относится как к хрустальному дворцу, пребывая в полной уверенности: это - намоленное место. Сцена все запоминает. Большой театральный Бог сверху все видит. Даже директор театра Виктор Лапухин в это верит.

- Мы никогда не ждали манны небесной, - говорит директор. - Восемь лет назад после показа "Дачников" на международном фестивале в Ярославле театр был удостоен премии правительства РФ имени Федора Волкова.

Потом попал в тройку региональных театров - обладателей президентского гранта. В этом году мы выиграли еще два гранта на новые постановки. Теперь, когда появился Фонд поддержки гастрольной деятельности, получили уникальную возможность ездить по всей стране.

По словам директора, "Золотая маска" - лакмусовая бумажка уровня театральной деятельности в большой стране. Сегодня в разных жанрах номинируется более ста спектаклей, попасть в престижный список - уже большая удача. Хотя, конечно, это для сибиряков не самоцель. В этом году зрителей ждет в театре семь премьер. Что готовят артисты? Поживем - увидим.

Кстати

Омская область традиционно верна проекту "Золотая маска" в провинции". Лучшие спектакли фестиваля уже не первый год показывают в Омске и Таре (на родине Михаила Ульянова). Здесь принята региональная программа поддержки театрального искусства. И в нынешнем мае "Маска" вновь приедет сюда. В афише фестиваля в этом году - "Идиот" Театра Наций, лучшие работы театра имени Маяковского, "Мастерской" Григория Козлова, Центра драматургии и режиссуры и собственно Омского театра драмы.

Культура Театр Драматический театр Филиалы РГ Сибирь СФО Омская область Омск Фестиваль "Золотая маска"
Добавьте RG.RU 
в избранные источники