Омский аэропорт вынесут за черту города

В Омской области появятся новые воздушные ворота: минтранс России одобрил проект реконструкции аэропорта Омск-Федоровка, который не могут достроить уже несколько десятков лет.

Решение о переносе аэропорта за черту Омска было принято еще в 1979 году. Глиссада действующей воздушной гавани проходит над центром города, что небезопасно. К тому же седьмая зона аэродромной территории охватывает одну треть территории Омска, где проживает более 600 тысяч человек. Строительство новых объектов здесь категорически запрещено.

- При переносе аэропорта Омск-Центральный в городе освобождается около 650 гектаров земли, и часть ее можно использовать под строительство жилой и нежилой недвижимости, - за-явил губернатор Омской области Александр Бурков.

До 1991 года в Федоровке были построены и введены в эксплуатацию более десяти зданий и сооружений нового аэропорта. Однако из-за недостатка финансирования стратегический объект "заморозили". Попытки возобновить строительство предпринимали неоднократно. Последнюю - к 300-летнему юбилею Омска, который отмечали в 2016 году. В конце концов омичи перестали верить в то, что с Федоровки когда-нибудь взлетят самолеты. Многолетний недострой превратился в интернет-мем, как и омское метро.

Между тем пропускная способность аэропорта Омск-Центральный близка к пределу. У международного терминала она ограничена 300 пассажирами в час, внутреннего - 700. По оценке экспертов, пассажиропоток в 1,5 миллиона человек для действующей воздушной гавани критичный. Нагрузка уже сказывается на качестве и скорости обслуживания самолетов. Требование перевозчиков обеспечить оборотное время рейса в тридцать минут не может быть выполнено из-за ограничений и по факту превышается в два раза, что делает местный аэропорт менее привлекательным для авиакомпаний.

Учитывая эти обстоятельства, минтранс России поддержал предложенную правительством Омской области концепцию реконструкции аэропорта Омск-Федоровка. Впрочем, точная дата "разморозки" строительства пока не называется.

Кстати, в России осталось всего два города, где аэропорты находятся черте мегаполиса, - Иркутск и Омск.

Между тем Министерство транспорта РФ приняло решение о прекращении дальнейшего строительства омского метрополитена. На совещании по вопросам транспортного обеспечения жителей омской агломерации многострадальный проект признали нецелесообразным.

"Участники совещания поддержали предложение - законсервировать станции метрополитена ввиду отсутствия финансирования", - сообщает пресс-служба вице-премьера РФ Виталия Мутко.

Как сообщили корреспонденту "РГ" в правительстве Омской области, ранее построенные объекты метро будут использованы в транспортной системе областного центра, в частности, для развития трамвайной сети.

Как ранее писала "РГ", строительство метро в Омске началось в 1992 году. Первая очередь длиной более семи километров, включающая пять станций, электродепо, инженерный корпус и метромост (его удалось построить) должна была соединить правый и левый берега Иртыша. По этому маршруту поезда могли бы перевозить ежесуточно 190 тысяч пассажиров.

Однако прокатиться на метро омичам так и не удалось - оно превратилось в долгострой. Среди главных причин называли уход из региона основного налогоплательщика - компании "Сибнефть", а также банкротство генерального застройщика - НПО "Мостовик". В прошлом году стоимость работ по консервации метро предварительно оценивалась в 400 миллионов рублей.

Прямая речь

Александр Бурков, губернатор Омской области:

- Мы представили проект реконструкции аэропорта на совещании у вице-премьера Виталия Мутко, и комиссия нас поддержала. Но сказать, что вопрос решен окончательно, пока нельзя, так как остается проблема финансирования. Мы привлекли частных инвесторов. Они готовы вложить десять миллиардов рублей, мы - выделить средства из областного бюджета. Однако без федеральной поддержки такой объект не построить, поэтому нужно добиться софинансирования. Это необходимо еще и потому, что в аэропорту будут объекты, находящиеся в федеральной собственности, - аэронавигационное оборудование и взлетная полоса.