Поездка в Кострому для путешественницы Татьяны Ерегиной началась с неприятности: выходя из автобуса, женщина поскользнулась на ледяном тротуаре, неудачно упала и разбила единственные очки.
- Бывает же такое невезение! Вторых очков у меня с собой не было, поэтому вместо запланированного посещения музеев и экскурсий знакомство с городом мне пришлось начать с оптики, - рассказала Татьяна.
В маленьком уютном салоне по изготовлению очков женщину встретила девушка в белом халате. В качестве "подарка от заведения" она предложила посетительнице пройти бесплатную диагностику зрения. Татьяне поставили диагноз, а затем предложили выбрать линзы и подходящую оправу для новых очков. Из салона она вышла в красивой обновке. Вернувшись домой, женщина поделилась впечатлениями о путешествии с подругой-медиком. Ее реакция на рассказ о посещении оптики Татьяну расстроила.
- А ты уверена, что девушка, которая проводила диагностику, врач? У нас таких мини-оптик наоткрывали на каждом углу, но на самом деле многие из них работают без лицензий. Зрение проверяют нелегально, но контролеры на это почему-то закрывают глаза. Белый халат далеко не всегда означает, что с тобой разговаривает врач. У тебя сохранился чек? - поинтересовалась она.
К счастью, документ на услуги Татьяна сохранила. Изучив его внимательно, женщина увидела, что ни слова о проверке зрения и изготовлении очков в документе не говорилось. Судя по бумагам, в Костроме ей никто никаких очков не делал: ей просто продали оправу и - отдельно - набор линз. Возвращаться в Кострому путешественница не стала. Но для себя решила, что при проверке зрения и заказе очков обязательно поинтересуется, есть ли у выбранного салона лицензия.
По мнению руководителя салона оптики "Око" Андрея Сухова, ситуация с проверкой зрения в Костроме в последнее время приняла странные формы.
- К нам пошел поток людей, которые вместо врачебных рецептов на очки начали приносить непонятные бумажки без подписи врача, которые называются "рекомендация на линзы", - рассказывает Андрей Сухов. - Клиенты поясняют: где-то в тесном закутке им провели диагностику зрения на компьютере, после чего выдали заключение, похожее на чек. При этом кто проводил эту проверку и имел ли этот человек необходимое медицинское образование, неизвестно.
Деятельность по проверке зрения и изготовлению очков подлежит обязательному лицензированию.
- У нас работают врачи-офтальмологи, которые каждые пять лет обязательно подтверждают свою квалификацию, - поясняет Сухов. - После проверки зрения пациента на приборе - авторефрактометре врач обязательно ставит пробную линзу и проверяет зрение пациента дополнительно, чтобы исключить ошибку. А в салонах, работающих без лицензий, этого не происходит.
В середине февраля руководители лицензированных костромских оптик направили обращения в УФАС и Росздравнадзор с просьбой провести проверку на рынке офтальмологических услуг региона. Как отметили заявители, сегодня для работы на рынке изготовления корригирующих очков оптикам необходимо соблюдать несколько обязательных условий.
Во-первых, если у пациента нет на руках рецепта на очки, оптика должна иметь возможность проверить зрение и оформить рецепт. Для этого врачам необходимо пройти профессиональную подготовку, а диагностическая техника, которой они пользуются, должна иметь сертификат допуска к работе на территории России. При этом самому салону требуется лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Во-вторых, пациенту необходимо выбрать оправу и линзы, которые будут использованы для изготовления его очков. В-третьих, организация должна иметь право на их изготовление. Для этого требуется еще одна лицензия - на осуществление деятельности по производству медицинской техники.
Специалисты и руководители лицензированных салонов оптики убеждены, что их менее добросовестные коллеги закладывают в цену полный комплекс услуг.
- Некоторые пытаются оправдать отсутствие лицензии тем, что услуги проверки зрения пациентам они оказывают бесплатно, - поясняет врач-офтальмолог, руководитель компании "Профальянс" Андрей Скворцов. - Клиенты оплачивают только оправу и линзы. В итоге вместе с готовыми очками потребителю предоставляется соответствующий документ. Мы считаем, что "бесплатные" услуги потребитель все-таки оплачивает.
Представители лицензированных клиник заявили, что "из-за отсутствия необходимого контроля в Костроме распространилась практика недобросовестной конкуренции". Организации, работающие честно, несут финансовые потери, а пациенты нелицензированных салонов лишаются права на получение безопасных и качественных медицинских услуг.
В беседе с корреспондентом "РГ" в контролирующих ведомствах подтвердили, что получили заявление от представителей офтальмологических клиник с просьбой о проведении проверки. В УФАС пояснили, что если бы жалоба поступила не от руководителей предприятий, а от частных лиц, то проверкой качества предоставляемых услуг занялись бы не только представители антимонопольного ведомства, но и сотрудники Роспотребнадзора. В Росздравнадзоре добавили, что обращений от пострадавших пациентов в связи с некачественным изготовлением очков в территориальное управление пока не поступало. В ведомстве пояснили, что для начала расследования возможных нарушений на офтальмологическом рынке заявителям необходимо предоставить документы, подтверждающие факты нарушений лицензионного законодательства конкретными салонами, чтобы не пришлось подвергать неоправданным проверкам всех участников рынка.
Получается, что для получения государственной защиты от подпольных салонов официально работающим медикам необходимо снять белые халаты и на время превратиться в сыщиков. В противном случае дождаться помощи контролирующих структур им вряд ли удастся.
Анжелика Дриго, руководитель территориального органа Росздравнадзора по Костромской области:
- В соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на производство медицинской техники требуется лицензия. Деятельность по оказанию услуг офтальмологии также подлежит лицензированию. Обращение заявителей перенаправлено в управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области для рассмотрения и принятия мер в рамках антимонопольного законодательства.
Андрей Скворцов, врач-офтальмолог (г. Кострома):
- Мы столкнулись с тем, что нелицензированные клиники фактически выживают нас с рынка. Они снимают сливки, заманивая клиентов бесплатной диагностикой. При этом в сложных случаях людей все равно отправляют к нам за профессиональной консультацией. Но такие случаи достаточно редки. Если честно работающие клиники, не выдержав недобросовестной конкуренции, будут вынуждены закрыться, помогать пациентам со сложными патологиями станет некому. Что будет, если проверкой зрения и выпиской рецептов на очки начнет заниматься непрофессионал? Ребенок, который благодаря правильно подобранным очкам мог бы исправить зрение, не получит необходимой коррекции. Водитель, которому неверно подобраны очки, может вовремя не сориентироваться на дороге и спровоцировать ДТП с тяжкими последствиями. Офисный работник, проводящий много времени за компьютером, будет испытывать чрезмерное напряжение глаз и дискомфорт, а иногда и головную боль. Медицинская деятельность не зря подлежит лицензированию: это не просто бизнес - это прежде всего здоровье и безопасность людей. Но в Костроме государственный контроль почему-то оказался ослаблен. Я считаю, что сложившуюся ситуацию нельзя пускать на самотек, в нее обязательно должно вмешаться государство, причем делать это нужно незамедлительно.