Самым первым "звоночком" для мелких торговцев стал запрет на продажу пива в ларьках, что сильно ударило по оборотам их владельцев. Потом из палаток исчезли сигареты, сделав этот бизнес еще менее рентабельным. А затем нестационарные торговые объекты (НТО) начали убирать с улиц. Так, в Калуге городская управа в феврале 2014 года разослала предпринимателям уведомления о расторжении договоров аренды земельных участков и о сносе ларьков, павильонов, палаток.
- Мы долго боролись с этим явлением. Ведь в палатках торговали ночью некачественной просроченной продукцией, контрафактным алкоголем, иногда даже самогоном. Много сил, энергии, средств потратили, чтобы почистить город от неуправляемой торговли, - отметил заместитель председателя городской Думы Калуги, председатель Общественного совета при городском голове Калуги по развитию малого и среднего предпринимательства, член Совета по малому и среднему предпринимательству при губернаторе Калужской области Сергей Павлов.
По его мнению, мобильная торговля актуальна для отдаленных районов, где нерационально размещать большие магазины - нет достаточного количества покупателей. Но и там это должны быть современные павильоны или автолавки. "А центр городов опять этим всем занимать не вижу необходимости", - подчеркнул Сергей Павлов.
В соседней Туле, как и в Калуге, предприниматели активно протестовали несколько лет назад, когда мэрия начала расторгать с ними договоры аренды. Тем не менее все, что не вписывается в созданную схему размещения торговых точек - это более тысячи палаток, - власти постепенно демонтировали.
Сегодня бурные страсти утихли, а торговые точки в шаговой доступности видоизменились и все же остались. Так, в спальных районах Тулы обосновались тонары, как правило, торгующие продукцией непосредственно от производителей. Квартиры на первых этажах жилых домов переоборудовали в небольшие магазинчики. Но судя по тому, как часто меняются профили этих торговых точек, выживать этому бизнесу не очень просто.
- Когда с улиц Тулы убрали мелких торговцев и оставили только крупные торговые сети, ситуация с обеспечением жителей товарами первой необходимости не улучшилась, - считает председатель Тульского регионального отделения "ОПОРЫ России" Михаил Глухов. - Да и предпринимателям от этого, конечно, легче не стало. Чтобы мы ни говорили, местным производителям продуктов питания войти в крупные сети по-прежнему не удается - логистика ретейла требует больших объемов, упаковки и тому подобного. Фермеры обеспечить это не могут. Но они могли бы продавать свою продукцию напрямую в тех самых нестационарных торговых точках. Сегодня мы видим, что появляются новые формы такой торговли. Так, собственники многоквартирных домов выделяют место на своей территории под палатку молочника или тонар булочника.
К слову, возвращать продажу табака и алкоголя в киоски минпромторг не планирует. В них, по словам замглавы ведомства Виктора Евтухова, станут реализовывать товары повседневного потребления. При этом у каждого ларька будет своя специализация, которую определит предприниматель.
Но вопрос качества продукции, продаваемой в таких НТО, остается пока открытым, считает зампредседателя гордумы Калуги Сергей Павлов.
- Кто и как будет контролировать киоски? Мы добиваемся, чтобы в продаже были только сертифицированные продукты, но это сложно обеспечить в малоформатной торговле, - подчеркивает Сергей Павлов. При этом он напоминает о бурном развитии интернет-торговли, которая, по его словам, уже конкурирует со стационарными магазинами. К тому же активно развивается такой вид торговли, как доставка заказов на дом. По его мнению, на улицах городов могла бы быть актуальной сезонная мобильная торговля. Например, продажа мороженого летом.
В Рязани развитие малоформатной торговли городские власти считают одним из своих приоритетов. Запрет реализации алкогольной продукции и табачных изделий в уличных киосках здесь не привел к сокращению количества НТО. Их внешний вид начали приводить в порядок в соответствии с едиными архитектурными требованиями, установленными еще в 2012 году. А в 2017-м правительство Рязанской области разработало нормативы обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов. Места в соответствии с нормативами выделены, но примерно треть из них пока не задействована. Так что развиваться есть куда. И бизнес предложением пользуется. Так, количество точек мелкорозничной торговли в Рязани не только не сократилось, но и выросло - в прошлом году их стало на 48 единиц больше. Более того, за последние пять лет на потребительский рынок пришли предприниматели, реализующие новые виды продукции и внедряющие новые формы торговли в НТО. Это производство и продажа "горячего" хлеба на месте его изготовления, составление цветочных композиций по заявке потребителя и их доставка на дом.
"Все это позволяет расширить каналы сбыта производимой на территории области продукции, что, в свою очередь, влечет за собой рост производства и позволяет ввести в оборот значительные резервы продукции малых и средних производств, фермерских и крестьянских хозяйств. В связи с этим в городе никогда не стоял вопрос об искусственном сокращении объектов малоформатной торговли, несмотря на значительное превышение нормативов обеспеченности населения торговыми площадями", - пояснили в Рязанской мэрии.
Впрочем, представители малого и среднего бизнеса считают, что все не так безоблачно. По словам члена рязанского отделения "Деловой России" Артура Атакишиева, сети выдавливают с рынка местных предпринимателей. Предлагаемое нововведение, на его взгляд, вряд ли существенно отразится на пополнении городской казны, но бизнесменам поможет.
- Люди не могут выставить свой товар - просто негде. А товар есть, малый и средний бизнес производит много очень даже неплохой, самой разнообразной продукции, в том числе качественное продовольствие, - уверяет Артур Атакишиев. - Мы готовы работать в любых условиях. Но не получится ли так, что самые хорошие места достанутся тем, кого власти считают своим?
В целом бизнес приветствует инициативу минпромторга возвратить на улицы городов НТО. По словам Михаила Глухова, предприниматели готовы работать в таком формате, главное - определить "правила игры". Нужен грамотный, согласованный с предпринимательским сообществом подход и в разработке схем размещения НТО, и их архитектурного облика.
Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли России:
- Наши крупные торговые сети занимают 30-40 процентов рынка. Но сегодня производителей, которые хотят представить свои продукты на полках торговых сетей, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов. Если сравнить развитие нашей внутренней розничной торговли с зарубежным опытом, то у нас в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах. А малая нестационарная розница - важнейший формат торговли, он существует везде. Со вступлением закона в силу одних только автолавок может появиться не менее 50 тысяч. Это дополнительная загрузка автопрома. Вдобавок инвестиции в мобильные форматы составят несколько сотен миллиардов рублей. Плюс будет развиваться вся сопутствующая инфраструктура. Малая нестационарная розница дает рабочие места не только в торговле, но и в смежных сферах. По оценкам экспертов, развитие нестационарной и мобильной торговли дополнительно создаст до 250 тысяч рабочих мест.