Почему заправки не снижают цены на моторное топливо

Автозаправки весь февраль торговали моторным топливом, практически не опуская цены, несмотря на то, что прибыль операторов АЗС выросла до существенных значений. Если в среднем по итогам прошлого года с каждого проданного литра АЗС получали около полурубля, то к концу февраля - уже около пяти рублей. Эксперты считают, что потребителям не стоит ждать снижения цен - в марте их ждет, скорее, стабилизация.
iStock

Средние цены на моторное топливо на сетевых заправках и некоторых независимых АЗС с 24 февраля по 3 марта изменились незначительно: бензин немного подорожал в Москве, Ханты-Мансийском АО, Кемеровской области, Тыве и Томской области (минус 4-13 копеек на литр). Заметное снижение произошло только в Кировской области (на 30-38 копеек), следует из мониторинга Центрального диспетчерского управления ТЭК. Наоборот, подорожало зимнее дизельное топливо: в 11 регионах рост составил 3-12 копеек на литр, а в Кировской области и Ямало-Ненецком АО произошло сильное снижение - на 59-93 копейки.

В остальных регионах цены на моторное топливо замерли. Более того, примерно месяц как снизилась активность топливных союзов, в последний год часто напоминавших, как тяжело им работать в текущих условиях. Причина в том, что внутренний рынок топлива серьезно затоварен в низкий сезон, и на этом фоне маржинальность операторов АЗС (то есть прибыль за вычетом переменных затрат) рванула вверх.

Операторы АЗС в течение месяца поддерживали цены на бензин на предельном уровне, установленном соглашением производителей нефтепродуктов с правительством. Как следствие, на фоне снижающихся мелкооптовых цен прибыль от реализации продукта через АЗС росла, и к 28 февраля чистая маржа розничной торговли Аи-95 достигла новой высоты в шесть рублей на литр, говорится в еженедельном обзоре "Петромаркета". В среднем за февраль чистая маржа торговли Аи-92 на АЗС составила 4,1 рубля на литр, Аи-95 -5,3 рубля на литр.

Владельцы АЗС в теории могли отступить в цене, но не делают этого, поскольку могут компенсировать прошлогодние убытки. Тогда в отдельные месяцы чистая маржа розницы уходила в минус, а в среднем за год составила 20 копеек на литр Аи-92 и 1,3 рубля на литр Аи-95, подсчитали в "Петромаркете". В начале декабря, когда правительство и нефтяники уже договорились заморозить цены, минэнерго сообщало о возвращении маржи операторов АЗС на уровень четырех рублей на литр (сопоставимо с 2014 годом). Сами заправщики отмечали, что это граница безубыточности.

У роста маржинальности АЗС экономические причины: производители, по соглашению с правительством, обязаны поставлять на биржу на три процента больше топлива, чем за тот же месяц минувшего года, они также ограничены в наращивании экспорта и, следовательно, в разгоне цен. В итоге весь февраль характеризовался избыточностью предложения.

"Поведение цен на предстоящей неделе или даже в течение двух недель, вероятно, мало изменится. И к тому есть основания", - считает гендиректор АО "РК Интегратор" Виктор Костюков. План реализации нефтепродуктов предполагает, что выпуск бензина в марте увеличится на 9,4 процента относительно и без того избыточного февраля. Покупатели топлива на бирже не требуют от продавцов снижения стоимости. Диспаритет между ценой предложения и спроса сокращается и приводит рынок к состоянию неустойчивого равновесия, чутко реагирующего даже на слабые сигналы, считает Костюков.

Одним из таких сигналов может служить заявление минэнерго, что после 31 марта продлевать соглашение между нефтяниками и правительством не понадобится, о чем сообщал "РГ" замглавы ведомства Павел Сорокин в середине февраля. Решение по соглашению еще не принято, как и нет решения по корректировке демпфирующего (сглаживающего колебания цен) механизма. Сейчас он работает, как запланировано, по дизелю, но не по бензину, что нефтяники хотели обсудить на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. Представитель Козака сообщил "РГ", что совещание состоится в марте. Эксперты допускают, что динамика цен в опте и рознице после 31 марта может зависеть от итогов этого совещания.