07.03.2019 06:08
    Поделиться

    Как сегодня зарабатывает сибирский театр

    Омский театр драмы - постоянный участник фестиваля "Золотая маска". За 25 лет его проведения омичи не раз становились лауреатами, и в этом году претендуют на победу сразу в девяти номинациях. Что дает провинциальному театру столь активная фестивальная деятельность? Приносит ли она финансовую выгоду? Как сегодня зарабатывает театр? На эти и другие вопросы в беседе с корреспондентом "РГ" ответил директор Омского академического театра драмы Виктор Лапухин.
    Омский драматический театр

    Виктор Прокопьевич, на счету театра уже шесть "Золотых масок". Это весьма почетно, а прибыльно ли?

    Виктор Лапухин: Денежной премии лауреатам национального фестиваля не дают. Только саму маску, стоимость которой оценивается примерно в две-три тысячи долларов. Тем не менее участников форума с каждым годом становится все больше. Сегодня на "Золотую маску" в разных жанрах номинируются свыше ста спектаклей, и попасть в этот список - уже большая удача. Это значит, что театр держит планку, развивается, остается в тренде.

    Наверное, провинциальным театрам сложнее выдерживать творческую конкуренцию?

    Виктор Лапухин: У столиц масса преимуществ, одно из которых - огромное число зрителей. У нас, к сожалению, другая тенденция. Наблюдается отток молодежи и интеллигенции. Нередко уезжают и хорошие актеры. Тем не менее труппе удается поддерживать качественный уровень, а благодаря приглашенным "золотомасочным" режиссерам осваивать разные школы, экспериментировать. Мы никогда не ждали манны небесной, и судьба благоволила нашим творческим успехам. Восемь лет назад, пос-ле победы "Дачников" на фестивале в Ярославле, театр получил премию правительства РФ. Потом попал в тройку региональных театров - обладателей гранта президента России. Для нас сорок миллионов рублей - хорошая поддержка. В этом году мы выиграли еще два гранта на новые постановки. А теперь, когда появился Фонд поддержки гастрольной деятельности, получили уникальную возможность ездить со спектаклями по всей стране. Впрочем, мы зарабатываем и сами. Продажа билетов, например, дает около шестидесяти миллионов рублей в год.

    А региональные власти помогают?

    Виктор Лапухин: Программу поддержки театрального искусства в свое время создавал Леонид Полежаев, бывший в ту пору главой региона. Действовал проект "Театр - селу", который из-за дефицита бюджета потом свернули. А вот "Золотая маска" в провинции" живет до сих пор. В этом году фестиваль начнется в мае и будет продолжаться две недели. Омичи, а также жители Тары (родина Михаила Ульянова) смогут увидеть спектакли пяти лучших театров страны. При финансовой поддержке региональных властей мы раз в два года проводим в Омске международный театральный фестиваль "Академия", благодаря которому зрители уже смогли увидеть десятки лучших спектаклей самых именитых российских и зарубежных театров.

    Что дают театру фестивали?

    Виктор Лапухин: Во-первых, более высокие кассовые сборы. Во-вторых, они, как правило, обостряют интерес горожан к театральному творчеству. Форум завершается, а зрители продолжают активно посещать местные театры, причем все. В-третьих, фестивали помогают высоко держать творческую планку.

    Современный зритель становится все более искушенным и придирчивым. Как формируется репертуар?

    Виктор Лапухин: Выбираем золотую середину, делая ставку на настоящий русский психологический театр. Самые кассовые - это комедии. Например, билеты на "Женитьбу Фигаро" Бомарше проданы до конца сезона. Только что выпустили премьеру по малоизвестным произведениям Аверченко. Их случайно обнаружил в Париже в одной из семейных библиотек наш главный режиссер Георгий Цхвирава.

    Стоит сказать, что театр к творчеству Аркадия Аверченко обращается не впервые. Много лет у нас шел спектакль "Чертова дюжина", а вот теперь в свет вышла "вторая серия" - постановка "Альбом (Семь способов соблазнения)". Судя по первой реакции зрителей, мы попали в точку. Впрочем, это вовсе не означает приоритета комедий. В нашей афише много спектаклей и других жанров, заставляющих зрителя думать, спорить, сопереживать.

    Омская "драма" всегда отличалась качественным актерским составом...

    Виктор Лапухин: Это заслуга наших предшественников. Еще в советское время Мигдат Ханжаров, возглавлявший театр четверть века, первым в стране перевел всех артистов на срочный трудовой договор. И теперь у нас нет проблем. Каждый год заключаем с артистами новое соглашение, где прописываем все условия. В прошлом году средняя зарплата в театре составила пятьдесят тысяч рублей. Преуспевающие актеры могут рассчитывать на прибавку с повышением категории, менее успешные - сделать выводы. Такой подход стимулирует творческий коллектив. Конфликты разрешает профсоюз. Сохранили мы и художественный совет, который выбираем тайным голосованием. Все вместе обсуждаем премьеры, новый репертуар, списание спектаклей. Такая система помогает нам поддерживать в театре комфортный творческий микроклимат.

    Недавно вы вернулись с московских гастролей в театре имени Вахтангова. Разница в условиях есть?

    Виктор Лапухин: К сожалению, да. Например, мы заметно отстаем не только от столиц, но уже и от соседей по качеству оборудования. У нас оно не обновлялось четырнадцать лет, а тем временем современные технологии ушли очень далеко. Один прожектор стоит миллион рублей. Плюс радиоаппаратура, гарнитура, микрофоны. Давно уже пора, по примеру московских коллег, освободить и без того тесное помещение театра от цехов. Варианты для такого переезда есть, ждем от руководства города решения. В этом случае без поддержки власти не обойтись.

    Виктор Прокопьевич, в последние годы театральные деятели активно лоббируют принятие закона о культуре. Как вы думаете, шансы есть?

    Виктор Лапухин: Предпосылки имеются. Во-первых, главный редактор газеты "Культура" Елена Ямпольская возглавила комитет по культуре в Госдуме, а также создала Общественный совет, куда вошли отечественные мэтры театра, кино, литературы и музыки. Это основа для того, чтобы закон о культуре, который лежит на полке уже много лет, наконец приняли. Еще один нормативный акт, который помог бы подключить к деятельности театра бизнес, - закон о меценатстве. Возможно, сдвинется с мертвой точки решение еще одного вопроса - создания федерального института культуры и искусств в Омске. Если это произойдет, у региональных театров откроется второе дыхание.

    Как будете отмечать Год театра?

    Виктор Лапухин: В этом году мы выпустим семь премьер, в том числе в постановке приглашенных режиссеров, отмеченных "Золотой маской". В мае проведем фестиваль "Золотая маска" в провинции". В афише - "Идиот" Театра Наций, лучшие работы театра имени Маяковского, "Мастерской" Григория Козлова, Центра драматургии и режиссуры. Стоит сказать, что в Москве стоимость билетов на эти спектакли доходит до пятнадцати тысяч рублей. У нас она на порядок ниже, можно приобрести билет и за 500 рублей. Сделать театр доступным - наша ценовая политика.

    Поделиться