Леонид Кипнис: Театр - место столкновения амбиций

Один из ведущих театров оперетты и мюзикла в России - Новосибирский музыкальный - отметил юбилей. Наша беседа - с его директором и художественным руководителем Леонидом Кипнисом.
Дмитрий Худяков

Театру - 60. Какое место в культурной жизни города-миллионника он смог занять за эти годы?

Леонид Кипнис: Я бы сказал - особое. Это театр, играющий и комические оперы, и классическую оперетту, водевили, музыкальные комедии, мюзиклы, сказки для детей. Театр, способный удовлетворить все слои зрителей.

История сохранила память о самом первом спектакле?

Леонид Кипнис: Конечно. Это "Вольный ветер" - шедевр Исаака Дунаевского, с которого начиналась жизнь многих театров.

Но вместе с СССР в вечность канул целый пласт советской цивилизации, включая шедевры Исаака Дунаевского. Считается, что уже не востребована и оперетта…

Леонид Кипнис: В классике проблема одна: великолепная музыка, но архаичные либретто. Единственное безупречное произведение - "Летучая мышь" с либретто Эрдмана и Вольпина. Я видел целые стаи "Летучих мышей" в мире и мог убедиться, что это либретто намного превосходит первоисточник. Режиссер Константин Балакин поставил у нас "Ночь в Венеции" того же Штрауса - либретто пришлось переделывать: оригинал не выдерживал критики. И публика с удовольствием ходит, а в какой мере это будет долговечно - увидим. Из классиков только Оффенбаху везло с либреттистами: именно с него началась поговорка "Утром в газете - вечером в куплете".

И поэтому в России Оффенбаха почти не ставят?

Леонид Кипнис: У нас шла "Парижская жизнь". Но проблема еще и в предпочтениях публики: из классики она любит одного Кальмана. Видимо, мелодрама ближе к душе нашего склонного к сантиментам зрителя - не случайно с таким восторгом принимались бразильские сериалы, всевозможные "Рабыни Изауры": домохозяйки рыдали, улицы пустели. Вот и Кальман в России обогнал по популярности и Штрауса, и Легара, и Оффенбаха.

Ваш театр - одна из кузниц новых произведений: "Золотыми масками" увенчаны "Гадюка", "Безымянная звезда", и я уверен в успехе "Римских каникул" с их 9 номинациями на премии.

Леонид Кипнис: "Римские каникулы" возникли не как ремейк фильма с Одри Хэпберн, а как послевкусие от него. И зритель валом валит - опять же из любви к мелодраме, и эксперты "Маски" дружно голосовали за этот спектакль. Авторы, вероятно, попали в точку, равно близкую и насмотренным экспертам, и зрителям, пришедшим получить удовольствие. Сейчас на подходе мюзикл для семейного просмотра "Мэри Поппинс" Максима Дунаевского. С Дунаевским рассчитываем выпустить и еще один спектакль - "Отпетые мошенники" по О`Генри. Либретто Константина Рубинского, в основе - музыка из фильма "Трест, который лопнул", но пишутся и новые номера.

"Римские каникулы" возникли не как ремейк фильма с Одри Хепберн, а как послевкусие от него

Юбилей - всегда повод подштопать проблемы театра. Какие подарки он получил в этот день?

Леонид Кипнис: Главный подарок: температура на улицах приблизилась к минус сорока, но даже в такой мороз на гала-концерте зал был переполнен. Разделить праздник приехали коллеги из театров Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Иркутска, Красноярска, Оренбурга, Омска… Кроме того, мы пустили в метро вагон, посвященный нашему театру, а один из банков выпустил юбилейную карту, по которой можно не только расплатиться в магазинах, но и со скидкой купить билет в театр. И, наконец, мы воздвигли рядом с театром модульный отсек для производственных цехов и хранения декораций.

А нельзя к этому модулю пристроить новый театр?

Леонид Кипнис: Проект нового здания прошел все экспертизы, но как раз в этот момент страну поразил экономический кризис. И мы по-прежнему в тесном здании бывшего кинотеатра.

Ваш театр можно отнести к типу директорских, той же идеологии придерживается Московская оперетта; в Екатеринбурге - успешный дуэт креативного директора с креативным главрежем. Первый вариант вам творчески ближе или - так получилось?

Леонид Кипнис: Я по профессии актер, театровед, то есть для поста худрука человек не случайный. А дуэт - он должен удачно сложиться. Ведь театр - место столкновения амбиций, и диалог здесь не всегда приводит к рождению истины. Главный режиссер обычно настороженно, даже ревниво относится к приглашению других постановщиков, и это часто наносит вред. Мне кажется, лучше, если всю ответственность берет на себя кто-то один. У нас пока все неплохо: в багаже уже десять "Золотых масок". Наш главный конкурент - Свердловская музкомедия, но ее возможности несопоставимо больше. Там театр с рождения считался чуть ли не "императорским", отцы города почитали за честь ходить на спектакли и всячески его поддерживать. Эта традиция там жива.

А отцы вашего города бывают в вашем театре?

Леонид Кипнис: Не так часто, как хотелось бы. Губернатор приходил дважды и убедился, что зал принимает спектакли с восторгом. Надеюсь, руководители города почтят и предстоящие гастроли на "Золотой маске" - и увидят, как нас принимают в столице: даже проходы заставлены приставными стульями. В сентябре у нас пройдет фестиваль музыкальных театров: приедут труппы из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, других городов - будет представлена широкая панорама поисков в нашем жанре.

На конференции директоров музыкальных театров в Екатеринбурге вы были модератором вместе с гендиректором ГАБТа Владимиром Уриным. Там критиковали 44-й закон "О контрактной системе в сфере закупок...". Вы можете привести конкретный пример негативного действия этого закона из практики вашего театра?

Леонид Кипнис: Вот самый свежий. Есть федеральный Центр, координирующий гастроли в стране. В мае мы предполагали обмен гастролями с Севастопольским театром и подали заявку, как положено, до 1 сентября, но сообщение, что гастроли утверждены, пришло только в феврале. Согласно новым порядкам авиабилеты должен закупить Центр, и этот процесс займет еще около трех месяцев - сроки гастролей поэтому предлагают передвинуть. Понимаете, прежде Центр выделял деньги, и театр сам за неделю-другую покупал билеты, а теперь это делается на основе тендера. И никто не берет во внимание, что оба театра давно сверстали планы гастролей, премьер, фестивалей, и не могут все порушить. Меня это ввергло в ступор: бюрократический механизм полгода не мог переварить простую заявку, а затем хочет убить еще четверть года на закупку билетов! И этот абсурд - лишь один пример. Театры теперь работают как на вулкане: неповоротливость системы зашкаливает. Не случайно и Владимир Урин, и я не раз говорили, что театр не сапожная мастерская. Мы удовлетворяем духовные потребности людей, доставляем им удовольствие и радость, но мы не сфера обслуживания.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"