Ярославским пенсионерам-фермерам "урезали" стаж

Многие фермеры-первопроходцы, пришедшие в начале 1990-х годов крестьянствовать на землю, уже вышли на пенсию или к этому близки. Но когда после тяжкого физического труда люди пришли оформлять свое право на заслуженный отдых, они вдруг узнали, что у кого семь-восемь, а у кого и все десять лет из трудового стажа почему-то вылетели. Соответственно, и пенсию им начислили без учета этих "испарившихся" лет. Пожилые фермеры обивают пороги ПФР, прокуратур и судов, но пока безрезультатно.
Элина Труханова/ РГ

Пришли молодые и азартные

С таким пробелом в трудовой биографии столкнулись, например, участники советско-голландского фермерского проекта, который в самом начале 90-х власти тогда еще СССР принялись реализовывать под Переславлем-Залесским. Для сорока хозяйств там выделили почти 3,3 тысячи гектаров бывшей колхозной земли, спроектировали для всех хорошие жилые дома, гаражи, овощехранилища, сенохранилища, теплицы, дороги, электроснабжение, водоснабжение. Созвали людей со всего Союза, половину обучили в Голландии, половину - в опытно-производственном хозяйстве в Ярославской области. Иностранцы, кроме передачи крестьянского опыта, должны были поставлять россиянам оборудование, семена и скот.

Когда после 1991 года проект застопорился, а потом и совсем остался без финансирования, молодые и относительно молодые (до 40 лет) энтузиасты не разбежались, жили в палатках, землянках, строительных вагончиках, на квартирах. Через несколько лет для них наконец построили типовые быстровозводимые домики, но все остальное они делали уже сами. В этих домах первые переславские фермеры до сих пор и живут - на другие хоромы не накопили.

Выращивали зерновые, картофель, держали скот, производили мясо, "молочку", вкалывали, как они говорят, по 24 часа в сутки. Но были молодые, азартные, сильные. Взялись за дело взахлеб, обеспечивая по мере сил продовольственную безопасность страны. Несмотря на все погодные сюрпризы зоны рискованного земледелия и проблемы со сбытом продукции.

Стаж вычеркнули

А оказалось, что они все эти "лихие 90-е" вроде бы и не работали. Так, во всяком случае, следует из официальных документов ПФР.

- У меня общий трудовой стаж - 43 года, а мне засчитали только 34. У супруги Натальи Федоровны не зачли десять лет, - не скрывает возмущения 67-летний фермер из деревни Киучер Александр Горшков.

Работавшие на земле искренне недоумевают, как так вышло, что их труд без выходных и отпусков нигде даже не значится

В 2012 году Горшковы обратились в Переславский районный суд с иском к райуправлению Пенсионного фонда. И суд поначалу встал на их сторону. Потому что, по его мнению, до первого января 2002 года действовал Закон РСФСР о государственных пенсиях, который не предусматривал такого понятия, как страховой стаж. Пенсионное обеспечение зависело от трудового стажа без привязки к уплате страховых взносов. Регулирование пенсионного страхования как вида соцстрахования было закреплено лишь федеральным законом № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года.

Однако управление ПФР в Переславле и Переславском районе решение суда обжаловало, и судебная коллегия по гражданским делам Ярославского облсуда признала его незаконным и отменила. В частности, на том основании, что правило об ответственности работодателей за неуплату страховых взносов не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, то есть на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и прочих, "осуществляющих свободно избранную деятельность… на свой страх и риск". По закону о госпенсиях в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд. Кроме того, судебная коллегия посчитала, что по закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве от 1990 года и Положению о порядке подтверждения трудового стажа, утвержденному приказом Минсобеса в 1991 году, время работы в хозяйстве должно подтверждаться не только записями в трудовой книжке, но и документами об уплате страховых взносов в ПФР.

Остались должны

В 2018 году Горшковы еще раз пытались добиться справедливости в суде, а именно - выяснить, на каком основании глава хозяйства вдруг, без его ведома, получил статус индивидуального предпринимателя, хотя КФХ изначально было зарегистрировано как юридическое лицо. Но суд посчитал, что уплачивать страховые взносы фермеры должны были при любой форме регистрации, а главы хозяйств приравнены к ИП "в силу прямого указания закона". Между тем в справке из межрайонной инспекции ФНС № 1 по Ярославской области от 11 февраля 2015 года говорится, что в Едином госреестре предпринимателей сведения о приобретении Горшковым А. М. статуса ИП или главы крестьянско-фермерского хозяйства вообще… отсутствуют.

Нестыковок и спорных моментов в истории с крестьянскими пенсиями немало. Поэтому люди, работавшие на земле в сложнейший период становления российского фермерства, искренне недоумевают, как так вышло, что их труд без выходных и отпусков нигде даже не значится, не засчитан, не учтен. Более того, все они еще остались ПФР должны. Например, недоимка Александра Горшкова на май 2017 года составляла 65 тысяч 347 рублей. Пока не запретили вычитать долги из пенсий, фермер получал по половине и без того небольшой суммы.

- Мне пенсию насчитали шесть тысяч с небольшим, на руки получал по три тысячи, - рассказывает фермер. - Сейчас, после всех добавок и индексаций, стало около десяти тысяч рублей. У супруги - девять тысяч.

Примерно тот же порядок пенсионных цифр у его соседа Александра Дойникова: 6350 рублей на "старте", сейчас - 10300.

- Вот был в городе химзавод, он вообще в Пенсионный фонд ничего не перечислял, потому что не было денег, но людям этот стаж пошел, а мы сдавали всю отчетность в налоговую, и нам ничего, - разочарованно машет рукой фермер, в 90-е немало народу накормивший картошкой.

На съездах Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) вопрос о пенсиях поднимается несколько лет подряд, но никакого решения пока так и не принято. На тридцатом съезде, прошедшем в феврале, об этом тоже говорили. И опять в людей вселилась надежда…

Комментарии

Владимир Комов, управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по Ярославской области:

- В соответствии с действующим пенсионным законодательством периоды деятельности глав и членов КФХ включаются в страховой стаж при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Аналогичный порядок был предусмотрен и ранее действовавшим пенсионным законодательством, в том числе до первого января 2002 года. Вопросы государственного социального страхования и социального обеспечения членов крестьянского хозяйства регулировались статьей 25 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1, согласно пункту 1 которой глава и другие члены КФХ подлежали государственному социальному страхованию на равных основаниях, а страховые взносы должны были уплачиваться со всей суммы заработка (дохода) членов хозяйства. Пункт 6 названной статьи предусматривал, что время работы в КФХ членов хозяйства засчитывалось в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату страховых взносов по социальному страхованию.

Василий Егоров, председатель Ярославского союза крестьянских хозяйств и сельских предпринимателей:

- Это проблема общероссийская, пострадавших - тысячи. Дело в том, что в начале 90-х годов фермерам еще не хватало экономической, бухгалтерской грамотности. Законодательство при этом тоже было отчасти сырым, многое было непонятно, все менялось, создавалось новое. Налоги надо было платить с прибыли, которой тогда еще ни у кого из фермеров не было. А на пенсионное законодательство это, оказывается, не распространялось. И Пенсионный фонд сегодня говорит: вы не платили страховые взносы, поэтому ваш стаж мы засчитать не можем. Этот вопрос поднимается практически на каждом съезде АККОР. Поднимался он и на тридцатом съезде в минувшем феврале. Потому что новые пенсионеры-фермеры, начинавшие в девяностые годы, сталкиваются с той же проблемой и тем же пробелом в своем трудовом стаже. Этот пункт был внесен в резолюцию последнего съезда, и в ближайшее время состоится встреча президента АККОР Владимира Плотникова с представителями ПФР. Механизмы есть. Например, внесение символической суммы страховых взносов (фермерами или государством) в ПФР. Надо только договориться и принять какое-то решение.