Утверждение, что данные - это новая нефть, правдиво на 100 процентов, говорят аналитики. Проблема заключается лишь в том, чтобы научиться эффективно ими пользоваться.
На рост сферы Big Data (большие данные) в ближайшие годы повлияет увеличение количества новых пользователей интернета, которые будут потреблять, создавать и публиковать информацию. Доля мирового населения, взаимодействующего с данными, вырастет к 2025 году до 75 процентов, а в Европе, Африке и на Ближнем Востоке эта цифра, несомненно, будет выше, уверены авторы отчета. Количество гигабайт в день на душу населения будет увеличиваться до 2025 года в среднем на 21 процент в год, ожидают аналитики. Например, в 2025 году средний подключенный к сети потребитель будет взаимодействовать с цифровыми данными каждые 18 секунд, что эквивалентно почти пяти тысячам взаимодействий в день.
Такая динамика потребует от предприятий и государственных органов проведения модернизации инфраструктуры с учетом растущей базы пользователей, отмечает менеджер программы исследований рынка корпоративных систем IDC Россия Михаил Лебедев. По его словам, в ближайшее десятилетие им потребуется подходящая стратегия хранения, управления и капитализации данных и новые, основанные на данных, продукты и услуги для потребителей.
Некоторые, впрочем, уже этим озаботились. В государственном секторе правительство Дубая стремится создать "умный город" и запускает программу "открытых данных", призванную сформировать для города новую экономику. Сбор генерируемых пользователями данных позволит местным властям разрабатывать и внедрять на базе информационно-коммуникационных технологий новые услуги в самых различных сферах от транспорта до здравоохранения. По оценке местных властей, к 2021 году экономика, основанная на эффективном использовании Big Data, будет приносить экономике дополнительно 10,4 миллиарда дирхамов - почти три миллиарда долларов.
Компании используют данные для выхода на новые рынки, улучшения качества обслуживания и удержания клиентов, повышения эффективности и скорости работы и даже для создания новых источников доходов за счет продажи легально собранной информации. "Данные не учитываются на балансе организации, однако они представляют собой самый ценный нематериальный актив, способный дать серьезное конкурентное преимущество в эпоху цифровой трансформации, напоминают авторы исследования", - уточняет Лебедев.
Стоит вспомнить историю банкротства компании Caesars Entertainment - одного из крупнейших в мире операторов казино: кредиторы посчитали собранные и проанализированные компанией данные ее самым ценным активом. Он был оценен в один миллиард долларов.
В XXI веке человечество сделало большой шаг вперед по сравнению с предыдущим столетием, когда данные хранились в архивах и папках, анализировались очень долгое время (если вообще анализировались). "В цифровую эпоху именно данные будут лежать в основе работы предприятий. Они должны хорошо представлять, с чем именно имеют дело, чтобы оптимально использовать имеющиеся возможности, снижать риски и получать конкурентное преимущество", - указывает Александр Малинин, глава представительства Seagate Technology в России. - Технологии обработки данных выходят на первый план в вопросах повышения производительности, монетизации данных и создания их ценности".
При этом стоит учитывать, что тренды в Big data с течением времени меняются. Важными источниками роста глобальной сферы данных уже давно являются видео с камер наблюдений и развлекательный контент. Например, создаваемое и просматриваемое пользователями онлайн-видео на таких порталах, как YouTube, входит в пятерку самых быстрорастущих сегментов по объему данных.
Однако по мере перехода мира на цифровые технологии все больше возрастает доля данных, поступающих от устройств интернета вещей (IoT), а также рабочих данных. К 2025 году доля неразвлекательных данных, по его словам, возрастет существенно. На нее будет приходится порядка двух третей всего объема данных, которые будут создаваться в мире. Объемы критических данных, от которых зависит жизнь и сохранность имущества людей (телеметрия автомобилей с автопилотом, медицинская визуализация в режиме реального времени, распознавание лиц для борьбы с терроризмом), будут расти на 32 процента в год, а объемы данных, связанных с искусственным интеллектом, - на 68 процентов в год.
Все больше данных будет храниться не в корпоративных сетях и не на устройствах конечных пользователей, а в облаке. Наступает новый этап внедрения облаков, организации постепенно переходят от универсальных или общедоступных облаков к более индивидуальным стратегиям с использованием многооблачных инфраструктур и гибридных облаков.
Уже 90 процентов европейских компаний подтверждают наличие многооблачных стратегий на 2019 год, однако лишь немногие из них уверены в правильности проектирования и организации многооблачной среды, потому что добились полной прозрачности данных для эффективной аналитики и управления информацией.