Кто и как в Москве борется с автохамами

Каждый день с улиц столицы эвакуируют в среднем по 360 неправильно припаркованных автомобилей. Это следует из статистики, которую "РГ" предоставили в Московской административной дорожной инспекции. "Исчезнувшая" машина - лишняя головная боль, временные и денежные потери. Так ситуацию видим мы, водители. Корреспонденты "РГ" специально провели рабочий день с инспектором МАДИ Константином Даниловым и посмотрели на себя со стороны.
Планшет-оружие

У выхода из метро "Парк Победы" - небольшая автостоянка. Вот тут-то и начинается наш с Константином маршрут. "Я до прихода в инспекцию работал в АМПП (эта организация отвечает за платные городские парковки), - рассказывает инспектор. - Пошел сюда работать, потому что устал от автохамства - часто сталкивался с подобными случаями".

Перед началом смены каждому определяют маршрут. Нам с Константином достается солидный кусок Кутузовского проспекта: от метро "Славянский бульвар" и почти до Садового кольца. "Бывал уже на этом участке, он довольно проблемный, - объясняет работник МАДИ. - Это оживленная трасса, парковок там не так много". Те, у кого нет времени или желания кружить по району в поисках места, бросают авто где попало.

Главное "оружие" инспектора - его планшет с мобильным приложением. Штука чрезвычайно полезная в спорных ситуациях. В Москве полным полно абсолютно ровных площадок на одном уровне с проезжей частью, где вроде бы можно встать. Но вместо асфальта там грунт. Нередко оказывается, что это "бывший" газон или зеленая зона, уничтоженная автоколесами. Но даже "бывший" газон зачастую находится в реестре городских насаждений. И если там припарковался - получи штраф 5 тысяч. На него 50-процентная скидка не распространяется. Планшет помогает определить, входит ли участок в базу зеленых зон. И если да, то инспектор фиксирует нарушение.

Бывает, кстати, и наоборот. Явно машина стоит на газоне, а приложение не дает выписать штраф. Трава по факту есть, а на "бумаге" - не отражена. И в таких случаях приходится обращаться в префектуры и управы, чтобы зону внесли в реестр. И нарушение не оставалось безнаказанным.

Спасибо от старожилов

Пока едем по Кутузовскому, Константин рассказывает: "Недовольные водители встречаются. Но довольно часто слышишь и благодарность местных жителей". Взять тот же Кутузовский - не всякому приятно гулять по двору, где "залетные" машины стоят, заехав на тротуар по бордюру. А там, между прочим, не только нувориши живут, но и коренные москвичи, у которых миллионов нет. Вот они-то больше всего и страдают от вновь прибывших во двор иномарок. Тем более что прибывают они каждое буднее утро. Впрочем - "мерси" от горожан инспекторы слышат далеко не каждый раз.

На всякий случай на дежурство мы едем с эвакуатором. "Крокодилом" на московском водительском сленге. Там, где запрещающие знаки с табличками "Работает эвакуатор" - могут забрать машину на штрафстоянку. Проезжаем по Кутузовскому в сторону центра. Миновали Триумфальную арку. А вот вам, пожалуйста, знак "Остановка запрещена". Ровно в зоне его действия стоит красная иномарка-малолитражка. Ну что, останавливаемся?

Эвакуатор тормозит, инспектор Константин выходит. Зафиксировать нарушение - это вам "не на пять секунд припарковаться". Нужно сделать несколько фото. Что вот, мол, стоит знак, а под ним - машина. Но эвакуатор под окнами для водителя - что темные тучи перед поездкой на дачу. Пока Константин все это "протоколирует", водитель выбегает из административного здания - и вперед по Кутузовскому к Садовому кольцу.

Дыр в "карманах" нет

Вот - прямо по курсу поликлиника. Там висит знак "Стоянка запрещена". Парковка у самого здания - только для инвалидов. Переводим: подвезти человека и высадить его можно. Но вот ждать его придется уже в другом месте. Нарушителей - как минимум, трое. Фотографируем. "Слушай, браток, - обращается к инспектору пенсионер, как видно, из местных. - А почему бы тут не поставить знак, разрешающий парковку?". А почему бы и нет? Правда, вопрос не совсем к инспектору. Если инспектор сам решал, где устанавливать знаки - это было бы не совсем правильно, наверное.

Прямо перед нами на тротуар заезжает роскошный черный Audi. Высаживает стариков. И продолжает стоять. Да, в соседний двор забраться не получится - там шлагбаум. Но на прилегающих улицах парковка же есть. Но искать свободный карман даже в платной зоне в Москве далеко не всегда получается. Нужно пару тройку кругов по кварталу навернуть. Но не каждому охота! Вот и солидный мужчина на Audi спокойно себе ждет на тротуаре. Подходит Константин, фотографирует. Ноль внимания из Audi. Константин приблизился к водителю. Нарушаете, мол.

"Та-а-ак, удостоверение и жетончик пожалуйте", - раздается голос из салона. Штраф за неправильную парковку - не такой большой, как за остановку на газоне. Но москвичи, купившие Audi (или, там, Lexus), прекрасно знают счет деньгам. Нам не привыкать, говорит Константин. Привычным движением молодой человек разворачивает документ. Потом по первому требованию демонстрирует на смартфонную камеру личный жетон. Все эти данные граждане-автолюбители собирают, чтоб потом написать жалобу. Или гневный пост в Facebook настрочить на досуге - это смотря у кого сколько времени.

Одним словом, уверяет протестующий на Audi, инспектор должен был сначала предупредить о нарушении, а потом уже фотографировать. "На самом деле, - продолжает Константин, - вся процедура соблюдена. А насчет предупреждения.... Все сдавали на права (честно, правда же?) и должны понимать, что обозначают дорожные знаки".

Съезжаем с Кутузовского к прилегающим улицам - и вот новый нарушитель. Старенький Opel Astra примостился прямо под знаком с табличкой "Работает эвакуатор". Фотографируем знаки, машину. Хозяин не появляется. Ну что, эвакуация так эвакуация. "Крокодил" подгоняется к машине, готовимся к подъему. А вот и молодой парень Гриша. Он - азиат, но для простоты общения представляется именно Гришей. Улыбается - хоть штраф и будет, но машина спасена. "Я, честно, знака-то и не заметил, - признается парень. - Вышел на пару минут буквально". Его и простить бы, но поздно: сфотографировали, распечатали протокол. Радует, что на штрафстоянку Грише не ехать - тут же с приятелем он помчался по своим мегаполисным делам.

А где-то на другом конце Москвы с планшетом, своим бытовым, ходит обычный "собачник", борец за права пешеходов. И через приложение "Помощник Москвы" фиксирует всех, кто припарковался на его любимом газоне. В прошлом году, как сообщили нам в МАДИ, таких случаев было 70 798. А скольким москвичам штраф "прилетит" в 2019-м? Во многом зависит от нас самих.