Обновить парк автобусов возможно лишь при господдержке
По данным Russian Automotive Market Research (НАПИ), рынок автобусов вырос более чем на 10 процентов, составив почти 13 тысяч машин против 11,8 тысячи в 2017 году. Правда, рост производства на отечественных предприятиях оказался скромнее - всего 2,4 процента. Однако в наступившем году есть основания ожидать падения как объемов отечественного производства, так и продаж. Единственная надежда - на госпрограммы поддержки производства и закупок этой категории транспорта.
Консультант компании Frost & Sullivan Иван Кондратенко обратил внимание на то, что рост 2018 года произошел благодаря ЧМ по футболу: были крупные поставки городских автобусов в Москву, Подмосковье и другие города, принимающие мундиаль. "Только "Группа ГАЗ", например, поставила более 1 тысячи автобусов в Москву и Подмосковье. Свою лепту в сегмент автобусов внесла также поддержка газомоторного транспорта, стимулируя развитие альтернативных видов топлива", - отметил он.
Как отметила директор Russian Automotive Market Research (НАПИ) Татьяна Арабаджи, в 2018 году выросло количество импортированных автобусов, в том числе из стран СНГ. Также продажам существенно помогли программы господдержки. "Автобусы продавались в рамках госпрограммы льготного лизинга, Федеральной программы "Школьный автобус", программы стимулирования спроса на ГМТ-технику для ЖКХ, - подчеркнула Татьяна Арабаджи. - Кроме того, продажи росли, особенно в первой половине прошлого года, благодаря небольшому оживлению экономики, а также сформировавшемуся в 2014-2016 годах отложенному спросу. Свою роль сыграл и ожидаемый рост цен на технику в 2019 году из-за увеличения ставки НДС".
На 2019 год эксперт дала прогноз, далекий от оптимизма. Во-первых, сократился размер господдержки авторынка по всем типам ТС на 20 миллиардов рублей. "Не продлена программа "Школьный автобус", на 2,3 миллиарда рублей урезано финансирование по программе стимулирования спроса на ГМТ-технику, - сообщила она. - А если будет снижаться рынок, то возможно и снижение объемов производства, которое может составить до 10 процентов". Если же размер господдержки будет увеличен, появятся и основания для оптимизма.
Заместитель генерального директора компании "КАМАЗ" Николай Пронин отметил, что в России парк автобусов насчитывает около 400 тысяч единиц. Средний возраст превышает 15 лет. При плановом сроке эксплуатации в 10 лет весь парк должен обновиться также за 10 лет. Это соответствует закупкам 40 тысяч машин в год, что значительно превосходит нынешние объемы продаж. "И если в столичных регионах доля техники в возрасте до 7 лет составляет 40 процентов, то в остальных перевозки пассажиров осуществляются техникой, которая уже физически устарела, но из-за отсутствия должного финансирования она все еще допущена к работе", - констатировал Николай Пронин.
В 2019 году, по его мнению, основными факторами, влияющими на рынок автобусов, станут размер господдержки на приобретение экологичной техники (ГМТ- и электротехники) и вывод на рынок новых конкурентных моделей. Также среди мер, которые призваны поддержать отечественных производителей, эксперт отметил постановление правительства РФ от 14.07.2014 N 656, запрещающее приобретение для государственных и муниципальных нужд автобусов, произведенных на территории иностранных государств.
Начальник управления отраслей экономики Аналитического центра при правительстве РФ Григорий Микрюков прогнозировал, что в сегменте крупногабаритных автобусов, рынок, вероятно, вернется к уровню 2017 года, сократившись до 11,5-12 тысяч единиц. Темпы производства замедлятся по сравнению с прошлым годом, однако, добавил он, сокращение рынка в первую очередь должно отразиться на продажах иностранной техники.
"Спрос на новую технику на рынке автобусов будет зависеть в первую очередь от общей экономической ситуации и, в частности, финансового положения транспортных компаний. Дополнительная поддержка спроса, например через субсидии, в ряде случаев оправдана, но имеет и негативные последствия для рынка, - отметил он. - Как правило, стимулирование спроса происходит за счет смещения срока покупки или обновления на более ранний период. Таким образом, стимулируя продажи в текущем периоде, мы можем сократить их в будущем. Кроме того, имеет место эффект "привыкания": потребители начинают ждать программ поддержки, скидок, акций. Тем не менее в отдельных случаях целесообразно субсидировать обновление очень старого парка, но это должно быть экономически оправдано - улучшение качества общественного транспорта должно повысить его привлекательность и увеличить число пользователей".
Как сообщили "РГ" в "Группе ГАЗ", необходима поэтапная программа обновления автопарков в каждом регионе. На сегодня лишь 7-10 крупных городов занимаются регулярным обновлением автобусного парка. Для большинства регионов бюджетные возможности не позволяют системно обновлять парк. Поэтому необходимы многолетние программы господдержки, которые позволят равномерно распределять нагрузку на региональный бюджет и планировать поэтапное обновление автопарка.