19.03.2019 20:01

Рынок вышел на плато

Эксперты не смогли верно спрогнозировать объемы продаж колесной техники в прошлом году
Отечественный автомобильный рынок в минувшем году не оправдал прогнозы и надежды экспертов ни в одном из сегментов.
Объемы продаж напоминают трафик на столичных улицах, где бывает то густо, а то пусто. Фото: РИА Новости www.ria.ru Объемы продаж напоминают трафик на столичных улицах, где бывает то густо, а то пусто. Фото: РИА Новости www.ria.ru
Объемы продаж напоминают трафик на столичных улицах, где бывает то густо, а то пусто. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Так, легковые подросли гораздо выше ожиданий - на 13 процентов вместо 5-7. Это, конечно, в целом неплохо. А вот продажи коммерческой техники не порадовали.

"Мы следили за динамикой продаж коммерческих автомобилей в течение года, и уже летом поняли, что наши прогнозы не состоятся. Результаты, которые получились в итоге, оказались ниже самых пессимистичных прогнозов", - сообщил ведущий эксперт аналитического агентства "Автостат" Виктор Пушкарев.

Но прежде чем назвать эти результаты, заметим, что у разных экспертных сообществ цифры разнятся, причем конкретно. Все зависит от методики подсчета: производство, продажи, регистрация в ГИБДД. Сами понимаете: не все, что произведено в РФ, здесь же продано или зарегистрировано. Регистрация авто в госавтоинспекции вовсе не значит, что ТС произведено или куплено в России. Ну и так далее. Люфт применительно к легковушкам может составлять несколько десятков тысяч! У коммерческих, конечно, меньше. Не совпадают цифры даже у разных экспертов одной и той же компании! Например, на конференции "Автостата" ForAuto-2019 в двух презентациях данные по крупнотоннажникам разошлись на один процент, а по автобусам - аж на три процента. При том что количество в штуках и там и там было одинаковым. Ибо статистика - вещь действительно лукавая.

Итак, по словам Виктора Пушкарева, легкие грузовички приросли по итогам 2018 года на три процента, средние - на семь, тяжелые - на два и автобусы - 11 процентов. Что касается лидеров сегментов, то ТОП-5 в принципе остался без изменений и сюрпризов. В сегменте малотоннажных (LCV) - это ГАЗ, УАЗ, "Лада", Ford и Mersedes-Benz: второй и пятый пали в объемах. В группе среднетоннажных (MCV) рулят ГАЗ, Isuzu, КамАЗ (упал на три процента), Hyundai и Hino (вырос на 38 процентов). Сегмент тяжеловесов (HCV) возглавляют КамАЗ (минус два процента), Scania, Volvo, MAN и Mersedes-Benz (минус 14 процентов).

"Мы еще в конце 2017 года прогнозировали рост легкового сегмента в 2018 году на уровне 9-11 процентов, - сообщил "РГ" начальник управления отраслей экономики Аналитического центра при правительстве РФ Григорий Микрюков. - Высокие темпы роста авторынка в начале года были обусловлены эффектом низкой базы и реализацией отложенного спроса. Во второй половине прошедшего года на рост продаж легковых и легких коммерческих авто влияли ожидания повышения ставки НДС, рост ключевой ставки Банка России и колебания курса рубля. В совокупности они ускорили выход на рынок покупателей, планировавших приобрести автомобиль только в 2019 году. Снижение темпов роста продаж на рынке коммерческой автотехники также было ожидаемым - поскольку в 2017 году рынок резко вырос, перетянув часть спроса будущих периодов. Кроме того, на снижение оказали влияние повышение утилизационного сбора и колебания курса рубля".

Объемы продаж коммерческих автомобилей в прошлом году оказались ниже самых пессимистичных прогнозов

А теперь посмотрим, заметили ли этот небольшой рост непосредственные участники рынка? По словам гендиректора дивизиона "Химки" ГК "АвтоСпецЦентр" Алексея Гопкало, 2018 год ознаменовался рядом положительных событий, которые поспособствовали увеличению продаж в целом. Это реализация социальных программ "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", зафиксированное впервые с 2004 года снижение стоимости ОСАГО, увеличенный в 4-м квартале спрос в преддверии повышения ставки НДС. Положительная динамика спроса как новых авто, так и автомобилей с пробегом наблюдалась в течение всего года.

"Драйверами роста авторынка в 2018 году оставались отложенный спрос на автомобили и ожидание подорожания, - считает директор по развитию компании "РОЛЬФ" Владимир Мирошников. - Цены на автомобили постепенно повышались в течение всего года, сделали очередной скачок в связи с повышением НДС в начале 2019-го и сейчас сохраняют тенденцию к росту".

И надо сказать, что по результатам 2018 года компания РОЛЬФ добилась лучших результатов в работе всех ключевых бизнес-направлений за свою 27-летнюю историю развития. В течение года реализовано 96,7 тысячи новых автомобилей. Динамика роста продаж в компании достигла 15 процентов по равнению с результатами 2017 года, что несколько выше общих темпов роста российского авторынка. Весомый вклад в копилку результатов внес департамент корпоративных продаж: корпоративным клиентам компании было реализовано 25,6 тысячи новых автомобилей, что на 14 процентов лучше показателей предыдущего года.

А вот перевозчикам прошлый год не принес особых радостей. По словам директора по транспортным операциям FM Logistic Маргариты Табуновой, год 2018-й, так же как и предыдущий, характеризовался относительной стагнацией. Ретейлеры и компании-производители находились в поиске новых способов оптимизации затрат, в логистике в том числе. Рынок продолжает быть более требовательным к перевозчикам - обеспечение прозрачности перевозки с помощью применения технологии track&trace, работы в системе грузоотправителя, развития IT-инфраструктуры и диджитализации. Активный рост цен на топливо, начавшийся весной 2018 года, напрямую отразился на себестоимости перевозок. Прогнозы на 2019 год довольно пессимистичны: стоимость грузоперевозок, как и топлива, продолжает расти.

У автопроизводителей взгляд на итоги-2018 иные.

Снижение темпов роста продаж коммерческой техники было ожидаемым, поскольку в 2017 году рынок резко вырос, перетянув часть будущего спроса

"Мы довольны результатами 2018 года, - заявил "РГ" гендиректор "Ман Трак Энд Бас Рус" Питер Андерссон. - Продажи увеличены на 6,2 процента: реализовано 4907 грузовых автомобилей. Наиболее уверенную динамику роста продаж обеспечили магистральные седельные тягачи флагманского семейства MAN TGX. Сохранили лидерство в сегменте полноприводных самосвалов, рост продаж в сегменте мусоровозов стал пятикратным. До 44 процентов увеличена доля бренда в сегменте автобусов среди европейских производителей. На выставке Busworld Russia-2018 в Москве мы презентовали новый туристический автобус VIP класса NEOPLAN Tourliner".

Доля рынка компании Hyundai Truck and Bus Rus увеличилась на российском рынке на 0,4 процента и составила 2,2 процента, - рассказал "РГ" гендиректор корейского автоконцерна Ким Ик Донг. - В ушедшем году в России стали продаваться обновленные грузовики HD78, HD120 с двигателями Евро-5 и новой системой выхлопа EGR+PMC, отличающейся от рыночных аналогов меньшим расходом топлива и меньшей стоимостью владения. Также в 2018-м состоялся вывод на рынок дополнительных колесных баз для моделей HD78 и HD120. В середине этого года мы планируем выпустить новый Mighty. Грузовик будет доступен в нескольких категориях полных масс в сочетании с различными двигателями Евро-5 и колесными базами".

Стал крайне удачным 2018-й для китайской компании FAW, уверен исполнительный директор "ФАВ-Восточная Европа" Рим Минемуллин. Бренду удалось более чем на 70 процентов нарастить продажи грузовых автомобилей FAW в России. В 2018 году компания выпустила зерновоз и мультилифт. В этом году на выставке в Иркутске будет презентован бортовой автомобиль на шасси 3250 с КМУ HIAB. На выставке КОМТРАНС в Москве, которая пройдет в сентябре, китайцы представят новейший седельный тягач 4х2 для магистральных перевозок поколения J7.

Предприятия Группы ГАЗ показали динамику на уровне рынка - в РФ продано свыше 60 тысяч автомобилей бренда (рост 4 процента). На рынок выведены новые продукты расширенной функциональности - в том числе "ГАЗель NEXT" полной массой 4,6 тонны и среднетоннажный грузовик "ГАЗон NEXT" 10 тонн. В сегменте автобусов тремя новыми модификациями расширено семейство Вектор NEXT, на Ликинском автобусном заводе стартовало серийное производство электробусов. На автозаводе "Урал" началось производство дорожных грузовиков "Урал NEXT".

Более чем удачным выдался минувший год для шведского автоконцерна Scania. "Скания-Русь" через дилерскую сеть отгрузила партнерам рекордное количество техники - 7181 единицу (6107 в 2017 году). Такой показатель достигнут впервые за всю историю присутствия Scania в России. И позволил бренду выйти на первое место по объему продаж в России среди большой европейской семерки производителей грузовой техники полной массой более 16 тонн. В этом сегменте компания держит практически четверть отечественного рынка. Который, кстати, для автогиганта является вторым по емкости после Бразилии, сообщил гендиректор "Скания-Русь" Войцех Ровински.

Интересно, что прошедший год стал рекордным для Scania в России по отгрузкам техники для различных областей применения: строительства, горнодобывающих работ, лесного хозяйства, ЖКХ и дорожного строительства. Также российским потребителям передано 250 двигателей Scania для установки на колесную технику и работы в качестве генераторов энергии. 214 единиц проданной в России грузовой техники работают на природном газе.

Специалисты автогиганта подсчитали, что за 27 лет присутствия на российском рынке сюда было поставлено 63,3 тысячи единиц техники. 56,8 тысячи грузовиков постоянно находятся в пути на российских дорогах, наматывая в сутки 18 миллионов километров и перевозя 850 тысяч тонн грузов.

Что касается года нынешнего, то по прогнозам Аналитического центра продажи легковых автомобилей вырастут на 3-5 процентов, при этом по итогам I полугодия возможно незначительное сокращение объемов по сравнению с 2018-м. Наиболее вероятно, что объем продаж грузовых и легких коммерческих автомобилей сохранится на уровне прошлого года (0-2 процента) при условии отсутствия роста ключевой ставки Банка России и стабилизации уровня цен на дизтопливо.

А вот планируемое снижение объемов государственной поддержки по отдельным направлениям в 2019 году вряд ли существенно отразится на динамике авторынка, считает Григорий Микрюков. Большинство субсидий, связанных с поддержкой рабочих мест, развитием инновационных технологий в автопроме, будут сохранены. В легковом сегменте поддержка спроса, похоже, уже не требуется. Сокращение промышленных субсидий может ухудшить финансовые результаты некоторых автопроизводителей, так как размер их операционной прибыли пока не позволяет им быть финансово устойчивыми. Тем не менее компаниям отрасли необходимо повышать эффективность, чтобы перестать зависеть от господдержки, уверен эксперт АЦ.

Инфографика "РГ" / Михаил Шипов / Леонид Кулешов / Ирина Фурсова