19.03.2019 21:00
    Поделиться

    Рынок спецтехники растет неравномерно

    Согласно исследованию аналитического агентства "АВТОСТАТ", по итогам 2018 года рынок строительной и специальной техники показал достаточно позитивную динамику роста - плюс 22 процента. Но подобная динамика применима не ко всем секторам.
    Архив Компании "Скания-Русь"

    Как рассказал Олег Никитин, директор департамента дорожно-строительной техники Volvo Construction Equipment, в некоторых категориях (грейдеры) рынок удвоился, в некоторых (дорожные катки) темпы роста были ниже, чем в среднем по рынку. Отлично продавались колесные экскаваторы, а также жесткорамные и сочлененные самосвалы для карьерных работ. "Однако пусть цифры 2018 года и выглядят хорошо, достигнутые показатели не составляют и половины объемов 2013-го, а ведь это был далеко не предел", - подчеркнул он.

    Наибольшее влияние на темпы роста рынка оказали хорошая конъюнктура для экспортеров (леса, угля, металлов), доступность кредитных ресурсов, относительная стабильность курса рубля, отложенный спрос. Клиенты, в последний раз приобретавшие технику в 2009-2010 годах и активно эксплуатирующие ее, подошли к рубежу, когда дальнейшее использование становится экономически неоправданным. Соответственно, у наиболее успешных компаний идет плановая замена старого оборудования.

    Любой рывок в развитии инфраструктуры или наращивания экспортных поставок существенно повлияет на объем продаж специальной техники

    В целом потенциал российского рынка огромен, уверен Олег Никитин. Любой масштабный рывок в области развития инфраструктуры, наращивания экспортных поставок или улучшения качества жизни городов существенно повлияет на размеры и структуру рынка. "В сегменте тяжелых машин для горнодобывающего сектора российский рынок сопоставим с рынками Германии или Великобритании, но не превышает их. А вот если говорить о машинах для муниципального, городского строительства или ремонта инженерных сетей, то здесь наблюдается отставание в десятки раз", - констатирует эксперт.

    Как пояснил менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia Евгений Римский, в прошлом году основными драйверами стали строительство инфраструктурных объектов, относительно высокий уровень цен на нефть, а также ожидаемое увеличение НДС до 20 процентов. Динамика роста (30 процентов) хорошо прослеживается в сегменте гидравлических экскаваторов.

    Пока рынок специализированной и строительной техники не достиг достаточного размера для того, чтобы открывать новые заводы

    Рост спроса на технику массой 18-20 тонн можно назвать одной из основных тенденций. Интерес к ней вызван ужесточением правил грузоперевозок. На транспортировку по дорогам общего пользования негабаритной спецтехники требуется дорогостоящее разрешение, получение которого может занимать две-три недели. Без него компаниям грозит штраф.

    На развитие рынка повлияли и внешние факторы. Как рассказал руководитель направления строительной и индустриальной техники "МАНИТУ ВОСТОК" Станислав Шульга, самой значимой тенденцией в 2018 году стало введение заградительных пошлин на технику, произведенную в США. Свою долю в этом сегменте потеряли многие бренды. По словам эксперта, предпосылки положительных изменений можно ожидать в рамках определенных территорий и программ. В основном это касается Дальневосточного, Центрального, Южного и Северо-Западного федеральных округов, где идет активное развитие основных логистических путей, в том числе реализация долгосрочного проекта "Шелковый путь".

    Пока же одним из сдерживающих факторов развития рынка стройтехники являются государственные меры регулирования экономики. Требования к уровню локализации производства регулярно ужесточаются. Компаниям, не имеющим достаточного уровня локализации, необходимо уплачивать утилизационный сбор. Также увеличение ставки НДС в 2019 году не способствует повышению покупательской способности. В качестве рисков эксперты также называют волатильность рубля и рост стоимость топлива. "Все большую долю рынка будут занимать транспортные решения на экологическом топливе - в краткосрочной перспективе это, конечно, техника на газомоторном топливе", - отметил начальник отдела решений для тяжелых отраслей промышленности "Скания-Русь" Константин Кравченко .

    Создание сложных продуктов с высокой добавочной стоимостью, таких как укладчики асфальта или карьерные самосвалы, требует объемов и благоприятного инвестиционного климата. В то же время сделанные в Китае машины зачастую дешевле и качественнее российских, которые обладают простыми функциями. Поэтому в настоящее время рынок специализированной и строительной техники не достиг достаточного размера для того, чтобы открывать новые заводы. Это и является главным препятствием для его развития.

    Поделиться