На прошлой неделе лекарство еще можно было купить в нескольких столичных аптеках. Но только в форме для инъекций. Но пациентам нужны таблетки-- внутривенный укол дома не сделаешь. Поэтому кардиологи и били тревогу. "Это уникальный по своей антиаритмической активности препарат, - пояснил "РГ" замглавного врача 1-й градской больницы им. Н.И. Пирогова, профессор Михаил Гиляров. - И если в ряде случаев при фибрилляции предсердий его можно попробовать заменить (или вовсе отказаться от приема), то при желудочковых тахикардиях, которые угрожают жизни пациента, заменить его невозможно, ибо такая замена может усугубить ситуацию, вызвав новые нарушения ритма. Это реально жизнеспасающий препарат".
Поэтому в последние дни больные спасались кто как мог: выкупали остатки препарата в аптечных киосках, искали в других регионах и соседней Белоруссии. А завотделением реанимации московской больницы N 29 им. Н.Э. Баумана Алексей Эрлих объявил в соцсетях акцию поддержки: предложил людям, у которых в домашних аптечках остались запасы лекарства, поделиться им с нуждающимися.
Переждать осталось недолго. Российский производитель амиодарона всеми силами старается восполнить дефицит. "Мы не останавливаем производство и отгружаем препарат, стараемся также работать напрямую с аптечными сетями, чтобы лекарство быстрее дошло до покупателей", - сообщил "РГ" коммерческий директор компании Максим Зеляков. А представитель дистрибьюторской компании Игорь Климанов подтвердил, что партия лекарства уже на складе в Москве: "В течение следующих дней мы будем поставлять амиодарон в аптеки Москвы, ЦФО, СЗФО".
"Производственные мощности позволяют увеличить производство препарата, чтобы закрыть потребности полностью. Но субстанцию мы закупаем в Китае по квоте. Сейчас ждем китайских партнеров на переговоры, постараемся согласовать увеличение поставок сырья", - отметил Максим Зеляков.
Французский производитель амиодарона, на долю которого приходилась примерно половина всех продаж, также подтвердил, что капрелю поставки возобновятся.
Тем не менее говорить, что неприятная история закончилась благополучно, неуместно. Вопросы остаются. И главный: как сделать так, чтобы подобных перебоев не возникало? Производители заранее ставят в известность Росздравнадзор, если собираются снять какой-то препарат с производства или сократить поставки. Значит, есть возможность понять заранее: закроют ли возникшую брешь другие производители, есть ли на рынке препараты, обеспечивающие полноценную замену. Тем более, как видим, обычные рекомендации в таких случаях - что врачи смогут подобрать для больных препараты-аналоги - работают не всегда.
Аптеки, к слову, обязаны иметь в продаже официально утвержденный минимальный ассортимент жизненно важных лекарств. За несоблюдение - наказывают. А что же оптовые продавцы и - основное звено цепочки - производители? Кто в принципе должен регулировать наполненность рынка? Эти вопросы "РГ"направила в министерство здравоохранения. Ждем ответ.
Между тем стало известно, что с апреля будут прекращены поставки в нашу страну еще трех препаратов из перечня ЖНВЛП, о чем сообщил их японский производитель. Один из них - атенолол, его часто назначают гипертоникам для снижения артериального давления и лечения аритмии. В прошлом году в России было продано в общей сложности 2,9 миллиона упаковок, и практически половина этого объема была производства японской компании, сообщили "РГ" в DSM Group.
На этот раз, правда, кардиологи настроены не столь категорично, как с амиодароном. Поставщиков атенолола больше, к тому же, врачи говорят, что разнообразных препаратов этой группы хватает, выбор есть и подобрать для больного подходящую замену вполне возможно.
Еще два препарата, которые японцы перестают к нам привозить, - это антидепрессант амитриптилин и антибиотик метронидазол. Ассортимент обеих групп препаратов, по свидетельствам врачей, также достаточен.
И все-таки тот факт, что вполне надежные, проверенные и доступные по цене лекарства с рынка уходят, заслуживает внимания. В японской компании называют стандартные причины: "глобальный пересмотр портфеля", "необходимость переоснащения производства для выпуска других лекарственных препаратов". Но аналитики рынка считают, что главная причина - это нерентабельность производства лекарств. В DSM Group отметили, что цены на атенолол не повышались несколько лет.