В Москве состоялась открытая дискуссия о классической музыке эпохи 60-х

Дискуссия о классической музыке прошла в Государственном институте искусствознания в формате круглого стола. Это факт, но произведения крупнейших композиторов того времени - Николая Каретникова, Бориса Тищенко, Алемдара Караманова и других, сегодня во многом остаются "terra incognita”. О музыкальном искусстве того времени и судьбе поэзии рассуждали на дискуссии музыковед Татьяна Фрумкис и поэт Ольга Седакова.

Татьяна Фрумкис: Сегодняшний разговор - о композиторах эпохи 1960-х, работавших в области серьезной академической музыки. Можно ли говорить о феномене композиторов композиторов-шестидесятников - таких, как Каретников, Тищенко и других - наряду с поэтами, художниками и режиссерами? Время для них всех было одно, время, овеянное ветром незакрытых окон - не только в Европе, но и в СССР. Из уст многих композиторов того времени можно было услышать, что литературное и художественное окружение было подчас ближе, чем собратья по музыкальному перу.

Почти все композиторы тогда работали с режиссерами театра и кино: это делалось не только ради заработка - это был источник идей. Это способствовало развитию официальных или полуофициальных форм творческого бытования (так называемое "подполье" - "underground"), касающиеся в первую очередь композиторов авангарда. Несмотря на это, подполье для авангарда было не таким глубоким, как у художников и поэтов.

Нормальная филармоническая жизнь наступила для них в начале 1980-х годов, а в 1960-е и 1970-е преобладали "другие пространства" - недаром в Москве сегодня существует фестиваль с таким же названием. Исполнение новых произведений и коллективные прослушивания проходили в частном порядке. Неофициальность музыкальных площадок, конечно, "подогревала" композиторов быть такими же властителями дум, как художники или поэты. На выставки и концерты ходили с большим рвением. Но этот период, хоть и был ярким, оказался кратким, всегда оставаясь "вещью в себе".

Гораздо большее распространение получило позднее поставангардное творчество шестидесятников, как бы преодолевшее авангард, когда советские композиторы пошли вровень с западными коллегами. На рубеже 1980-х - 1890-х годов оно наполняло программы целых фестивалей. Но постепенно интерес к этой музыке начал спадать - как здесь, так и на Западе. Как бы то ни было, это не идет ни в какое сравнение с практически полным забвением - особенно за Западе - других представителей шестидесятников. Редкие исключения - например, единственный виолончельный концерт Тищенко, исполненный в Берлине, или ряд скрипичных сочинений этого же композитора, записанный французскими музыкантами. Конечно, все может поменяться, и интерес может возникнуть снова.

Ольга Седакова: Наша культурная, эстетическая и политическая история кончается на 1960-х годах, после чего практически сразу идут 1990-е годы. То, что находится между этими периодами, мало изучено и рассмотрено. Тем не менее, именно к 1970-м годам начинается новый период не только в музыке, но и в словесности.

В 1960-е годы - во время "оттепели", эстрадной поэзии, молодежной культуры - уже появляются такие сочинения, какие можно назвать "другой поэзией". Но именно к концу 1960-х - в начале 1970-х стало более актуальным такое понятие, как контркультурная революция: поэты того времени пытались окончательно порвать с "образцовой советской культурой".

Как и композиторам и художникам, поэтам было сложно контактировать с публикой. Их "вторая культура" (или "underground”) в основном распространялась усилиями самиздатов, и ей была противопоставлена официальная установочно-тоталитарная культура. Творения таких поэтов, как Александр Величанский, Елена Шварц, Виктор Кривулин и многих других, имеют совершенно особенную поэтику: особенное отношение к слову и очень музыкальное построение - в этом смысле связь поэзии и музыки очевидна.

Искусство этой эпохи философ Владимир Бибихин назвал "новым ренессансом" - это своеобразный плод насильственной изоляции, долгого культурного голода. Только во второй половине 1970-х годов вышло в свет большинство произведений того времени (до этого они издавались в основном за границей), и сегодня они продолжают открываться читателям.

Справка "РГ"

В дискуссии приняли участие известные российские музыковеды, композиторы и исполнители, среди которых - Светлана Савенко, Федор Софронов, Кирилл Широков, Ольга Бочихина, Алина Петрова и другие. Модератор  круглого стола - музыковед Владислав Тарнопольский. Дискуссию организовал Музей Анатолия Зверева (Музей AZ) в рамках его совместной с Государственным институтом искусствознания научно-исследовательской программы "Советское неофициальное искусство 1950-х - 1980-х годов".