Ростовский дирижер получил президентскую премию

Худрук и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра Валентин Урюпин стал лауреатом президентской премии для молодых деятелей культуры 2018 года. Премия ему присуждена за вклад в развитие отечественного музыкального искусства. Музыкант оказался настолько востребованным, что поговорить с ним удалось лишь по телефону, пока он ехал на такси на очередной концерт в Москве.

Валентин Тихонович, что значит для вас эта премия?

Валентин Урюпин: Мы, музыканты, работаем не ради наград, но я понимаю, люди какого уровня входят в президентский совет по культуре, и конечно, их признание окрыляет. При этом я отдаю себе отчет: нет достижений дирижера без достижений музыкантов и всего оркестра. Поэтому я должен разделить лавры с Ростовским симфоническим оркестром, без которого я бы не получил эту награду, с Пермским театром оперы и балета, который дал мне путевку в жизнь и с замечательным созвездием оркестров в России и за рубежом, с которыми я работаю.

Вы довольно молоды. Как вас приняли ростовские коллеги-музыканты за дирижерским пультом? Не ощущали ли вы творческих зависти, ревности, непонимания?

Валентин Урюпин: Нет, ничего этого не чувствовалось. Ведь к моменту появления за пультом ростовского оркестра, я работал в профессии около 10 лет. На самом деле ничего уникального в появлении молодого дирижера за пультом оркестра нет. Сейчас это нормальная мировая практика. А если в первое время и возникает ощущение недоверия, то профессионализм дирижера заключается и в том, чтобы его преодолеть. Сделать это можно только грамотно поставленными задачами и зрелой, без скидок на возраст, работой. А если дирижер до конца не понимает, зачем он находится за пультом, то ни возраст, ни седины ему не помогут.

Имеется ли отличие ростовской аудитории от московской?

Валентин Урюпин: Аудитория любого из московских симфонических залов с удовольствием пойдет, например, на программу из популярных сочинений Чайковского. А вот значительная часть ростовской - может проигнорировать программу, которую уже неоднократно слышала, даже если речь идет о золотой десятке классической музыки. А вот, например, большая, трудная, требующая серьезных исполнительских ресурсов симфония Малера, или опера в концертном исполнении, гарантировано вызывает энтузиазм у ростовчан.

Ваши коллеги рассказывали, что вы фанат классической музыки и стараетесь всячески ее продвигать. Вы даете концерты на улице и даже в заводском цеху. Каковы впечатления после таких выступлений?

Валентин Урюпин: Привычное произведение искусства в новом контексте становится другим и по-другому воспринимается. А выступления на открытом воздухе - это самый эффективный способ продвижения классической музыки. Во время таких концертов возникает особое ощущение общности тысяч человек, объединенных музыкальными шедеврами под самой лучшей крышей мира - под открытым небом. После такого чувства сопричастности к великому многие слушатели захотят испытать его еще раз и, возможно, придут уже в филармонический зал. Но при этом, как бы парадоксально это не прозвучало, мне кажется, что в современной России классическая музыка уже не нуждается в продвижении.

Откуда такой оптимизм?

Валентин Урюпин: У нас выросло новое поколение, которые с громадным интересом относится и к наследию прошлого, и живо реагирует на музыку, которая пишется сегодня. В Москве действует пять симфонических залов, включая Зарядье. И ни один из них не жалуется на недостаток аудитории. Я уже не говорю о театрах и другие залах. Такая же картина в Петербурге, в Ростове и в других крупных региональных городах. Конечно, за этим стоит труд огромной армии музыкантов, которые смогли заинтересовывать аудиторию.Например, у нас в Ростове есть специальный цикл программ о музыке.

В чем он заключается?

Валентин Урюпин: Мы подробно разбираем классическую музыку и приглашаем людей в оркестр, чтобы они услышали ее"изнутри". Но это не "манок", не красивая обертка, а, скорее, некий импульс, адресованный аудитории, которая уже пришла к нам, чтобы она посмотрела на знакомую музыку под необычным углом, узнала о ней что-то новое.Не секрет, что классическое искусство воспринимается на нескольких "этажах". Верхний эмоциональный "этаж" позволяет даже человеку, никогда не слушавшему классику, получать удовольствие. Но по мере того, как человек погружается в различные контексты и особенности произведения, он воспринимает музыку гораздо богаче и разносторонне, а значит получает большее эстетическое наслаждение. Наши программы как раз и направлены на подобное "углубление". Все-таки современный человек хочет понимать, как все устроено. И как устроена музыка - в том числе. Возможно, и поэтому тоже ощущается колоссальный приток слушателей в зал ростовской филармонии. Это и определенный слой бизнеса, и дети, и молодежь. Зачастую неформальная молодежь, которая идет не просто на абстрактные концерты, а сознательно выбирает интересные ей программы.

И что сейчас выбирает молодежь?

Валентин Урюпин: Среди молодой аудитории появился большой сегмент любителей музыки барокко. Причем это характерно не только для Ростова. У меня, например, есть похожий пермский опыт. В нашем барочном абонементе имеется также музыка ренессанса, которую тоже охотно воспринимает молодежь. Кроме того, мы хотим присоединить к барокко музыку средневековья. Хотя, казалось бы, весь этот временно отрезок находится от нас дальше, чем классицизм и романтизм. Да, многие молодые слушатели еще не пришли к Моцарту, Бетховену или Рахманинову, но путь к классической музыке через барокко - это хороший и проверенный способ.

Вы активно развиваете социальные проекты. Как вы оцениваете их перспективы?

Валентин Урюпин: У нас есть программа "Полетели вместе", которая несет музыку тем, кто по каким-то причинам не может прийти в концертный зал. Первые концерты этого проекта уже показали его высокую востребованность. Мы выступали в школах для детей, у которых есть проблемы со здоровьем, а теперь нас ждут в больницах, хосписах и колониях. Мы выступаем в качестве пасторов, посланников и парламентеров искусства, этакими спасателями, представителями первой культурной помощи, которая необходима всем. Пока проект работает процентов на 20, потому что на все не хватает сил, рук и времени, но мы планируем увеличить административный штат и найти специалиста, который займется развитием этой программы.

А как вы оцениваете аудиторию, перед которой выступаете в рамках проекта "Полетели вместе"? Это другой слушатель, к которому нужен особый подход?

Валентин Урюпин: Нет, мы играем для людей, не зависимо от того, кто они. В церковь может прийти кто угодно, и служба будет проходить для всех. Примерно то же самое происходит и в нашем проекте. Мы изначально не сегментируем аудиторию. Мы рады всем. Но, конечно, особенно тем, кто думал, что не любит классическую музыку или был лишен возможности к ней прикоснуться. Все-таки наблюдать за тем, как музыка очаровывает человека, который раньше не имел о ней представления, и как она его меняет - одна из самых больших радостей для музыканта.

Прямая речь

Оксана Яковлева, генеральный директор ростовской филармонии:

- Валентин Урюпин - самый любимый и востребованный дирижер в Ростовской области. Это видно по аншлагам на его концертах. В первый раз мы пригласили Валентина в качестве дирижера, чтобы оценить его умения и навыки. После этого оркестр единодушно сказал: "Вот бы нам такого!" Оркестр принял Валентина сразу и с распростертыми объятиями. Причем, музыканты уважают его не только как дирижера, но и как прекрасного кларнетитста. Оркестр под руководством Валентина значительно вырос и стал востребованным. Наших музыкантов теперь постоянно приглашают на гастроли по России и за рубеж. А поскольку у Валентина имеются личные контакты с дирижерами высочайшего уровня, то и они тоже стали приезжать к нам.

Валентин очень требовательный, но не только к музыкантам, но и к себе. Он работает на износ и того же требует от других. А сейчас Валентин активно экспериментирует с инновационными формами, зачастую выходя на пространства, не освоенные классической музыкой. Например, он дал концерт в цехеэлектровозостроительного завода.

Справка "РГ"

Валентин Урюпин окончил Московскую государственную консерваторию. Его педагогами были Геннадий Рождественский, Евгений Петров и Александр Бондурянский. С 2015 года Валентин Урюпин является художественным руководителем и главным дирижером Ростовского академического симфонического оркестра. Он стал победителем и обладателем всех специальных призов VIII Международного конкурса дирижеров им. Георга Шолти во Франкфурте, лауреатом пятого Международного конкурса дирижеров имени Густава Малера в Бамберге и победителем Всероссийского конкурса дирижеров в Москве.

Валентин Урюпин сотрудничает с Госоркестром, оркестром Мариинского и Михайловского театров, Бамбергским симфоническим оркестром, Оркестром Франкфуртского радио, MusicAeterna, Tapiola sinfonieta, мадридскиим TeatroReal, оркестром RTE Дублина, оркестром Московской филармонии, "Новая Россия", Национальным филармоническии оркестром России, оркестрами Пекина, Мюнхена, Женевы, Брюсселя, Сингапура, Остравы, Дурбана, Праги, Клужа, а также оркестрами и оперными театрами всех крупных городов России и СНГ.

Под руководством Валентина Урюпина в Ростове прошли благотворительные концерты в интернате для незрячих, слабовидящих детей и детей с ограниченными возможностями; в Донском государственном техническом университете для студентов-первокурсников, а также для работников завода НЭВЗ в Новочеркасске и предпринимателей в ростовском коворкинг-центре. Кроме того состоялись три симфонических концерта на открытом воздухе для жителей города и в Донской публичной библиотеке в рамках международного проекта "Библионочь".

*Это полная версия текста, опубликованного в номере "РГ"