Нельзя сказать, что ничто не предвещало: восемь лет назад, едва получив в руки Государственный оркестр республики Татарстан, потомственный музыкант с образованием Москвы и Санкт-Петербурга и очень дисциплинированный человек Александр Сладковский негласно подал заявку в лигу оркестров высокого качества. И шаг за шагом стал вести оркестр в этот клуб. Пока "добряки" шептались о его безумной храбрости, Сладковский и сам трудился, и оркестру скучать не давал, так что когда в этом сезоне казанцы замахнулись на собственный абонемент в Московской филармонии, это выглядело не только рискованно, но и логично. И все же нельзя было прогнозировать, что "абонемент №17" из трех концертов с приглашенными мировыми звездами в качестве солистов сложится по нарастающей, а случилось именно так.
Для финального концерта приберегли непростую программу. После трех симфонических эскизов и образце музыкального импрессионизма "Море" Клода Дебюсси солировать в Концерте №5 Сен-Санса пригласили мировую звезду Жан-Ива Тибоде. Необязательно считать расположенность к мерцающим переливам краски, мысли и звука национальной французской чертой, но в случае с Тибоде ожидания оправдываются. На концерте он добавил к мерцанию чуточку сентиментальности и рационализма, а Сладковский удержал оркестр на необходимой дистанции по отношению к его соло, так что общая картина сложилась очень гармонично. Но она оказалось только прелюдией.
Поскольку вторым отделением шла "Фантастическая симфония" Гектора Берлиоза, тот самый опус, что собирает в комок все возможности оркестра, все его силы и способности. "Эпизод из жизни артиста, фантастическая симфония в пяти частях" - сочинение программное, и всякий старательный меломан мог отследить в музыкальном потоке названия-девизы частей: Мечтания, Страсти, Сцена в полях. Превзошедший себя оркестр то нежно певуче парил, то обрушивал на зал всю мощь неразделенной страсти, то мечтательно созерцал. В части "Бал" можно было не только слушать ставших вдруг блестяще легкомысленными струнников, но и смотреть на элегантные порт де бра Сладковского, отягощенного дирижерской палочкой - им мог бы позавидовать артист балета.
А потом настал "Сон в ночь шабаша" и оркестр скакнул из романтизма прямо в дьяволизм, и не пиксельно-компьютерный, а настоящий, истовый, с обернувшейся в ведьму любимой, тот самый дьяволизм, что превратил Берлиоза в достояние русской культуры не только как композитора, но как героя Булгакова. Оркестр заставил вспомнить, что недалеко от Концертного зала, на Патриарших, у этого Берлиоза была своя история, и кто бы предположил, что она нежданно-негаданно вспомнится благодаря отменному исполнению. Так Государственный оркестр Республики Татарстан с неутомимым Сладковским внятно закончил свое абонементное высказывание: любая амбиция тащит за собой ее носителя, провоцируя стать быстрее, выше, сильнее, да просто - лучше. Правда, это уже гораздо больше, чем музыкальная история.