Во-первых, внушало доверие то, что оно пришло от давнего партнера редакции, одного из сотрудников правительственной структуры Югры. Во-вторых, в нем не просили банально и открыто денег "на лечение тяжелобольного ребенка" или "дать на пару дней взаймы" от имени какого-нибудь твоего друга. Просили главным образом "контакты врачей, которые не разводят руками, а могут помочь", поделиться связями в прессе и фондах.
Приведу письмо с сокращениями.
"…немного потревожу. Мне нужно опубликовать информацию о своей сестре - Регине. Это отзывчивая, добрая девушка, ей 27 лет. Она растит милейшую дочку. У Регины обнаружили плоскоклеточную опухоль.
За это время потрачена уйма сил, средств и надежд. И каждый раз - все сводится к совету ехать в Израиль. А ценник у данной поездки космический. Больше 2 миллионов рублей. Государство помогать не спешит - даже квоту на важные препараты, поддерживающие состояние здоровья, не может выдать. Благотворительные фонды предпочитают Регине более юных пациентов, в чем их винить никак нельзя.
Основное, в чем нуждаемся - это связи в прессе и фондах, чтобы привлечь внимание к ситуации. Еще нам очень нужны контакты врачей, которые не разводят руками при таком диагнозе. Ну и не отказались бы от пожертвований, так как препараты не субсидируются, а уходит на них ежедневно больше 10 тысяч".
Далее указан номер карты, куда можно перечислять деньги, стоит реальная подпись, телефон и все контакты человека, с адреса которого пришло письмо.
Так как человек этот знакомый и уважаемый, еще до того как созвониться с ним, мы в редакции уже начали было перебирать контакты знакомых врачей и хороших клиник, думали даже о размещении послания в газете…
Оказалось, письмо - циничная разводка на больной теме. У нашего партнера взломали почту, и, воспользовавшись базой, разослали сообщения в сотни адресов газет и телеканалов. Как сообщила нам женщина, с чьего адреса пришла "разводка", всего за пару дней к ней обратились с желанием помочь десятки людей, благо сделали это, позвонив все-таки на ее личный телефон. Но один человек все-таки успел перечислить деньги на указанный мошенниками счет. На что собственно и идет расчет. Взломав сотни адресов, мошенники могут собрать неплохой куш. Заявление в полицию женщина написала, но вот то, что на злоумышленников удастся выйти, шансов один на миллион.
- Подобные заявления к нам поступают каждый день, и далеко не по одному, - рассказали "РГ" в ГУВД ХМАО-Югры. - Чаще речь идет не о взломе электронной почты, а об атаках на соцсети, когда мошенническая информация распространяется через чужие аккаунты. Найти следы хакеров бывает очень сложно, чаще почти невозможно. Особенно когда поступает вал таких обращений.
В ГУВД региона отметили, что удается раскрыть единицы подобных дел.
Андрей Артим, специалист по компьютерным технологиям:
- Я не знаю ни одного случая, чтобы полиция нашла взломщиков в подобных случаях. Да они просто не будут этим заниматься. Для них это очень мелкое дело, они едва справляются со взломами баз в крупных банках, предприятиях, когда выводятся миллионы. А тут какая-то частная почта. Ко всему, как правило, реально взломщики сидят в другой стране. Обратите внимание, даже в письме указана минская клиника. Причем здесь Минск, когда дело происходит в Югре? То есть явно письмо рассчитано на часть постсоветского пространства. Так что выход тут только один, не верить никому, все тщательно перепроверять. Ну и смотреть, чтобы в технику не проникали вирусы, это способствует рассылке разной сомнительной информации.