31.03.2019 15:36

Западные СМИ: Ford уходит из России на фоне санкций

Ведущие западные финансовые и автомобильные издания комментируют решение компании Ford свернуть производство и продажу легковых автомобилей в России. В качестве главных причин называются как экономика, так и политика.
 Фото: Максим Богодвид / РИА Новости  Фото: Максим Богодвид / РИА Новости
Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Финансовое издание Bloomberg отмечает, что компания Ford уходит с российского рынка легковых автомобилей, где когда-то была пионером локализации производства, действуя в рамках глобальной реструктуризации своего бизнеса в Европе. Тем не менее, авторы статьи - Джейк Рудницки и Илья Хренников - отмечают следующее: "Такой шаг - это далеко не первый признак того, что западные компании и инвесторы разочаровываются и отворачиваются от России, где экономический спад и западные санкции омрачили перспективу эффективного продвижения на рынке, который автопроизводители долгое время рассматривали как растущий и ключевой".

Фактически Bloomberg усматривает прямую связь между санкционной политикой Запада в отношении России и принятием решения о прекращении деятельности легкового подразделения компании Ford в РФ.

Далее издание напоминает, что американская компания ранее уже вносила коррективы в свой российский бизнес, реагируя на политическую повестку.

"Западные инвестиции в Россию резко снизились после присоединения Крыма в 2014 году, когда прошла первая из нескольких волн американских и европейских санкций. Вскоре после этого Ford списал инвестиции на 329 млн долларов в совместное предприятие с российской Sollers. Списания, отраженные в отчетности компании, напомним, отражали прогноз развития бизнеса, слабеющий рубль и падение объемов отрасли. А спустя год концерн General Motors начал процесс сворачивания своего бизнеса в России", - отмечают журналисты Bloomberg.

Издание также отмечает, что рынок позитивно воспринял решение руководства Ford о закрытии производства легковушек в России: "Акции Ford выросли на 1,1 процент после открытия торгов в среду (27 марта)". В то же время - констатирует далее Bloomberg - "не все автопроизводители поставили крест на российском рынке. Французская группа PSA Group после приобретения нескольких брендов GM планирует перезапустить на российском рынке легковые модели Opel, две из которых планируется выпускать на заводе концерна в Калуге", - отмечают журналисты.

Заметим, что Bloomberg оставляет за кадром еще более широкую активность европейских и азиатских компаний в России - к примеру, не упоминается очень скорое открытие завода китайской фирмы Haval под Тулой, планов концерна Volkswagen локализовать на своем калужском заводе новые двигатели TSI или, скажем, то обстоятельство, что компания "Тойота Мотор" недавно подала в Минпромторг РФ заявку на заключение СПИК и планирует инвестировать в Россию 20 млрд рублей за десять лет.

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Похожие взгляды высказывает The Financial Times. Влиятельное финансовое издание констатирует, что анонсирование закрытие производства легковых автомобилей в России к концу июня напрямую связано с низкой эффективностью работы совместного предприятия Ford Sollers.

"В последние годы вялый экономический рост, непредсказуемые колебания курса валют и геополитические головные боли тяготили западных автопроизводителей, работающих на российском рынке", - отмечает FT. Высказывание "геополитические головные боли" неконкретно, но совершенно однозначно - FT видит в предстоящем уходе Ford с нашего рынка в том числе и политическую подоплеку.

Однако и экономический аспект не сбрасывается со счетов.

"Десятилетие назад западные автопроизводители рассматривали Россию как новый растущий рынок Европы, видя в нем альтернативу замедляющимся рынкам стран Западной Европы. Тогда компании Ford, Hyundai и Volkswagen начали процесс вкачивания миллиардов долларов в российские заводы и компании по продвижению новых моделей. Однако спрос впоследствии резко снизился, поскольку экономика страны начала испытывать проблемы, побуждая ряд автопроизводителей сокращать производство или отзывать отдельные бренды с российского рынка. В 2018 году на российских автомобильных заводах было собрано 1,56 млн автомобилей в сравнении с 1,97 млн в 2012 году", - констатирует FT.

В то же время FT цитирует представителей руководства Ford, которые заявили изданию, что решение об уходе с российского рынка последовало бы в любом случае, вне зависимости от глобальной повестки американской компании. Газета в этой связи приводит слова исполнительного директора Ford Sollers Тома Хилдича (отвечает за реализацию операционной стратегии СП Ford Sollers).

"Мы пришли к выводу, что российский рынок очень сложен. В последние годы производственные мощности значительно превышали спрос, что было связано в первую очередь с ростом популярности бюджетных компактных автомобилей", - отметил он.

По мнению Тома Хилдича, это обстоятельство нанесло главный вред позициям американской компании на российском рынке.

Артем Геодакян/ТАСС

Вашингтонское издание U.S. News & World Report в свою очередь полагает, что компания Ford преследовала в первую очередь свои бизнес-интересы, и теперь продолжит укрепляться на российском рынке в сегменте легкого коммерческого транспорта. Журналисты констатируют, что закрытие сборочных заводов в Набережных Челнах и Санкт-Петербурге, а также завода по производству двигателей в Елабуге - звено в цепи аналогичных шагов в Южной Америке и Европе, поскольку компания стремится возвратиться к доходности на убыточных рынках. А далее издание явно намекает на то, что в этой сфере крайне возможно сотрудничество с концерном Volkswagen.

"Ford продолжает вести переговоры по расширению сотрудничества в сфере коммерческого транспорта с концерном Volkswagen AG. Речь идет об объединении усилий в разработке электрического и автономного транспорта, а также сотрудничестве в рамках производства на каких-то конкретных заводах. По словам представителя компании Ford, соответствующие переговоры продолжаются", - отмечает U.S. News & World Report.

Между тем автомобильное американское издание Сarscoops видит в решении компании Ford исключительно просчеты в ее бизнес-стратегии и, соответственно, никакого политического подтекста.

"Из-за прессинга, под которым оказался российский рынок легковых автомобилей, покупатели переориентировались на более бюджетные сегменты, а заводы СП Ford Sollers оказались недозагруженными и не оправдали инвестиции. В то же время продажи LCV Ford Transit продолжали расти. Если не считать российские модели (ГАЗели), Transit является на сегодня бестселлером в своем сегменте с долей 15%", - отмечают журналисты.