Назад в детский сад

Когда-то киновселенная DC считалась более мрачной и серьезной альтернативой киновселенной Marvel. Но Зак Снайдер так намудрил с мрачностью, серьезностью и библейскими аллюзиями, что гнуть далее эту линию в конце концов стало бессмысленно. А киновселенная Marvel так разрослась во все стороны, что никакие альтернативы ей уже не нужны - внутри нее и так есть все на любой вкус: и розовые бантики, и некроромантики. Поэтому киновселенная DC, очевидно, решила стать просто более придурковатой. С чем пока неплохо справляется.
kinopoisk.ru

Зачин радикальной смене курса положил Джеймс Ван, раскинув широко море задорной нелепицы в своем "Аквамене". Эстафету у него перехватил Дэвид Ф. Сэндберг (не путать с создателем Kung Fury Дэвидом Сэндбергом), как и его предшественник, имеющий непосредственное отношение к студии BlumHouse. Даже карьера у него стартовала похожим образом - с корометражки, которую он самостоятельно растянул впоследствии до полного метра. Правда, в итоге получилась совсем не "Пила", а всего лишь "И гаснет свет…"

И снова, как и в случае с "Акваменом", жанровое прошлое режиссера оставило свой небольшой след. У Вана, если помните, были подводные монстры отчетливо лавкрафтианской наружности, про которых вроде бы затем пообещали сделать спин-офф. У Сэндберга - тоже монстры, воплощения семи смертных грехов, мерзкие такие симпатяги, любой хоррор собой бы украсившие. Однако в остальном его "Шазам!" совсем не такой брутальный.

14-летний подросток ищет свою маму, периодически сбегая из приемных семей. В очередной раз его отлавливают и прикомандировывают к очередной приемной семье, многодетной и образцово-показательно диверсифицированной. Под одной крышей, не считая мамы с папой, живут: маленькая черная девочка, толстый молчун, инвалид, азиат и девушка постарше. Все они, за исключением толстого молчуна, такие приветливые, вежливые и правильные, такие дружные, за ручки перед трапезой все держатся - словом, невыносимо. Черная девочка к тому же постоянно лезет обниматься и не затыкается, а инвалид просто не затыкается. Добро пожаловать в ад интроверта.

Параллельно теряющий силы волшебник, добрый и черный, ищет, кому бы передать свою могучую силу, чтобы зло не победило. В идеале передать ее надо тому, кто чист сердцем, но что-то таковых не находится. Подворачивается только этот пацан, главный герой. Теперь если он скажет слово "шазам", то тут же превратится в огромного качка с различными суперспособностями.

Отнять их желает злодей, сыгранный Марком Стронгом, некогда бывший таким же кандидатом, но проваливший экзамен на чистоту сердца. У него в правом глазу помещаются вышеупомянутые монстры, они же смертные грехи, дающие ему примерно те же суперспособности и кроме того периодически оттуда выбирающиеся наружу. Чего конкретно хочет злодей и зачем, сказать трудно, скорее всего, он просто злой. Зато выглядит здорово - Марк Стронг же, - и монстры эти ему дополнительных очков крутизны прибавляют.

Говоря о "Шазаме", нельзя никак избежать сравнений с фильмом "Большой" - про мальчика, который однажды загадал желание и проснулся Томом Хэнксом. Потому что, в сущности, то же самое почти. Мускулистый супергерой лет за 30 ведет себя как тинейджер - на этом построены и шутки, и все прочее. Шутки бывают смешные, бывают не очень, иногда в них обыгрываются штампы супергеройского кино. Как "Дэдпул" для малышей - вот вам еще одно сравнение. Но не тот "Дэдпул" для малышей, который специально отцензурировали, вырезав всю брань и насилие, а изначально снятый для младшего и среднего школьного возраста.

Вопреки наблюдаемой в сегменте кинокомиксов тенденции к усложнению и взрослению, "Шазам!" движется в обратном направлении - назад в детский сад. В фильме даже любовной линии нет - настолько он детский (при этом стоит, конечно, учитывать, что в оригинальных комиксах Шазам действительно был отроком). И с такого угла многие недостатки ему простительны. Если рассматривать его как детское кино (с рейтингом PG-13 почему-то, ну да ладно), то, надо признать, все стандарты соблюдены: и мелким развлечение, и родители не особо заскучают. В качестве морали - пропаганда семейных ценностей и принципов инклюзивности.

С последним, впрочем, если подумать, не все так гладко. Согласно концепции титульного супергероя, стать им может тот, кто чист сердцем, но это не единственное необходимое условие. Да и не такое уж необходимое. Технически Шазам должен прежде всего не быть немым и не иметь речевых дефектов, не позволяющих ему выговорить заветное слово. Налицо дискриминация, получается. Но ладно, допустим, тут мы по мелочам придираемся. А вот кого фильм на самом деле ущемляет, так это, как было замечено выше, интровертов. Если ты не желаешь бросаться в объятия людей, которых впервые в жизни видишь, то ты какой-то неправильный, - намекают нам с экрана. Быть одиночкой - это плохо. Нужно обниматься с незнакомыми девочками, поддерживать разговоры приставучих "ботаников" и держаться за ручки. Знаете, что? Верните-ка нам лучше угрюмого Бэтмена.

3