Ушел из жизни Георгий Данелия - автор бессмертных и любимых миллионами людей картин. "Я шагаю по Москве", "Мимино", "Осенний марафон", "Джентльмены удачи", "Афоня", "Кин-дза-дза!" - только одно упоминание фильмов, которые он снял, вызывает у читателя улыбку. Вспомним несколько бесед с Георгием Николаевичем, которые были опубликованы в "РГ".
Мои фильмы не похожи друг на друга абсолютно - ни по героям, ни по стилистике, ни по событиям, в них отраженным. Далеки, как небо и земля друг от друга.
Я, к счастью, быстро понял: если буду снимать, рассчитывая на успех, вообще никогда ничего не сниму. Снимать надо то, что самому нравится и за что потом будет не стыдно. Поэтому каждый фильм ты делаешь, как первый, и иногда даже забываешь о том, что делал раньше. Правда, когда долго работаешь режиссером и много уже написал сценариев, то не повториться, не украсть у самого себя очень трудно.
Этот философский вопрос человечество не может решить уже много тысячелетий - есть ли судьба, написанная для тебя, или все появляется по ходу времени? Да, моим героям и судьба постоянно подбрасывает обстоятельства, и сами герои горазды их для себя организовывать - а моя задача рассказать об этих людях, описать истории, что с ними происходят.
И все эти герои, мягко говоря, со странностями, как и все мы - и Афоня, и Мимино, и Бенжамен из "Не горюй!". Но я всегда - адвокат каждого из них, у меня в фильмах они почему-то выходят очень симпатичными и, заметьте, никогда не переступают черту, после которой человек становится противен. Наверное, потому, что я их люблю. Зрители их начинают любить.
На самом деле у меня только одна "чистая" комедия - "Тридцать три". Да, я хотел снять, например, "Поединок" по Куприну - и не сложилось, раздумал, как и "Преступление и наказание". Потом даже запустился с "Хаджи-Муратом", объездил натуру, уже думал об актерах - но эту картину закрыли.
Однажды, давным-давно, иду по Москве и слышу, что меня зовут из проезжающей машины. А это Евтушенко - и кричит мне: "Данелия, я посмотрел "Не горюй!" - "И что?" - "Да вот, думаю, пора тебе уже какую-нибудь серьезную картину делать!". И дальше поехал.
А судьба распорядилась, что ни одного серьезного фильма я так и не снял.