ГИБДД изменит теоретический экзамен на водительские права

Количество вопросов и билетов теоретического экзамена на права увеличат и поделят на категории. Госавтоинспекция готовит изменения в регламент о приеме экзаменов на водительское удостоверение.
iStock

Первое предложение уже давно известно - это объединение двух практических экзаменов в один. То есть вместо отдельных экзаменов по навыкам управления и по движению в городских условиях планируется сделать один общий. О второй части поправок, касающихся теоретического экзамена, стало известно только сейчас. Впрочем, как изменится экзамен, пока говорить рано. Вопрос изучается и прорабатывается.

Напомним, сейчас теоретический экзамен проводится на компьютерах. В федерально-информационной системе содержатся билеты, которые и предлагаются кандидатам в водители. Всего в них 800 задач, которые поделены на 40 билетов. По 20 вопросов в каждом. Также билеты разделены на два комплекта. Первый предназначен для тех, кто собирается получить права на категории "М" - мопеды, "А" - мотоциклы, "В"- легковые автомобили или подкатегории "А1" - легкие мотоциклы и "В1" - трициклы и квадрициклы. Второй комплект билетов предназначен для тех, кто желает открыть себе категории "С" - грузовики и "D" - автобусы, а также подкатегории "С1" - грузовики с разрешенной массой до 7,5 тонн, "D1" - автобусы с количеством пассажирских мест до 16.

Примечательно, что для категории "ВЕ", "СЕ", "DЕ", а также подкатегорий "С1Е", "D1Е" отдельных билетов сейчас нет. Буква "Е" в данной ситуации означает транспортное средство с прицепом. Поэтому тем, кто сдает экзамен, чтобы получить право на управление автомобиля с прицепом, приходится сдавать тот же теоретический экзамен, который они сдавали при получении прав необходимой категории.

У нас также есть права категории "Тм" - трамвай и "Тb" - троллейбус.  У таких водителей экзамен принимается по комплекту билетов, предназначенных для грузовиков и автобусов. Конечно, схожесть между этими видами транспорта есть, но у троллейбусов и трамваев есть все-таки свои особенности. Равно как и у мотоциклов. У них всего два колеса, а не четыре.

Планируется увеличить количество задач, а также систематизировать их в зависимости от категории, на которую сдается экзамен. Для чего изучается международный опыт приема экзаменов на право управления в таких странах, как Германия, Норвегия и Великобритания.

Также обсуждается вопрос о новых способах оценки теоретических знаний. Сейчас он довольно прост. Если кандидат ответил на один вопрос неправильно, он получает пять дополнительных вопросов и пять дополнительных минут на ответ. Если ответил неправильно на два вопроса, то дополнительных вопросов ему ставится 10 и дается еще 10 минут времени. Если он ответил неправильно на три основных вопроса - не сдал. Если ошибся в ответе хотя бы на один из дополнительных вопросов - также не сдал. В некоторых странах за ошибку присваиваются баллы. Установлено максимальное количество баллов, которые может набрать кандидат, чтобы сдать экзамен.

Минимальные баллы даются за неправильный ответ на вопрос, касающийся легких нарушений, но даже за один неправильный ответ на вопрос, связанный с серьезным нарушением, можно отправиться на пересдачу.

Надо сказать, что в Германии теоретический экзамен значительно труднее отечественного. У нас из нескольких вариантов ответов на вопрос предлагается только один правильный. В Германии под вопросом может быть указанно несколько правильных ответов. И кандидат в водители должен указать их все.

Идея введения такой практики обсуждалась несколько лет назад. Но дальше обсуждения дело не пошло. Вдруг при изучении международного опыта этот вариант придется по душе Госавтоинспекции? Ведь это действительно очень сложный экзамен, где простым заучиванием ответов не выкрутишься.