Лишь за прошлый год на ней ввели первые шесть из 31 станции: пять в начале года - "Деловой центр", "Шелепиха", "Хорошевская", "ЦСКА" и "Петровский парк", а в конце декабря - станцию "Савеловская". Еще две станции - "Лефортово" и "Авиамоторная" - откроются в 2019 году. Всего же работы по сооружению БКЛ, по оценке заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Москвы Марата Хуснуллина, выполнены на 40%. Городские власти не сомневаются: к 2023 году новое кольцо в Москве замкнется. И тогда в российской столице появится самая длинная в мире кольцевая линия подземки протяженностью 69 километров. До сих пор этот статус принадлежал Пекину с его 57-километровым кольцом.
Самые отдаленные районы в Москве - и самые населенные. Большинство же рабочих мест в столице по-прежнему находятся в центре города или как минимум в его срединной части. Чтобы добраться от дома до работы, многие москвичи совершают две пересадки - либо с ветки на ветку под землей, либо метро плюс МЦК. Большая кольцевая линия отстоит на 10 километров от существующего кольца метро. Это значит, что многим горожанам не придется изо дня в день ездить в центр Москвы только для того, чтобы пересесть с одной радиальной линии на другую. Пересадки приблизятся к ним сами: 19 - на другие ветки метрополитена, 4 - на Московское центральное кольцо, еще 4 - на Московские центральные диаметры, которые строятся в городе параллельно, и 11 - на железнодорожные станции. Горожане будут экономить на этом в среднем по 30 минут на каждой поездке. Даже нынешний небольшой кусочек кольца, который введен, заметно сокращает время в пути. Корреспондент "РГ" убедилась в этом, отправившись недавно от "Лужников" к "Савеловской". Пара минут на МЦК до "Делового центра", пересадка на Большую кольцевую и через 12 минут уже на месте. А еще недавно эта дорога заняла бы не меньше минут сорока.
Жители четырех районов с приходом к ним кольца просто получат метро, до которого им сейчас приходится еще ехать. Речь идет, в частности, о Нижегородском, Очаково-Матвеевском, Можайском и Давыдково. В целом же у населения 16 районов подземка окажется в пешей доступности от дома. Ну а еще огромное количество москвичей, проживающих на самых отдаленных территориях Москвы, получат надежду, что дойдет метро и до них. Дело в том, что БКЛ закладывает возможность прокладки через кольцо трех новых радиальных линий. В частности, от станции "Народного ополчения" в будущем пойдет Рублево-Архангельская линия, от "Улицы Новаторов" - в Троицк, а от "Кленового бульвара" - в районы Восточное и Западное Бирюлево, а также в Щербинку.
По планам ввод нового кольца намечен на 2023 год, но строители постараются завершить работы в 2022 году, говорит Марат Хуснуллин. "К настоящему времени пройдены все самые сложные участки, построено 80 километров тоннелей, освобождено 135 площадок от инженерных коммуникаций и строений под дальнейшее строительство", - объясняет он. Работа идет круглосуточно. 16 тоннелепроходческих щитов роют оставшиеся тоннели, одновременно строятся все 22 станции помимо шести уже запущенных и трех станций действующей Каховской линии, которые войдут в состав Большого кольца.
К тому же именно на эту гигантскую стройку российская столица впервые в своей истории сумела привлечь китайцев, равных которым в масштабах сооружения метро не было до тех пор, пока не продемонстрировала свои темпы Москва. Мощнейшая корпорация из Поднебесной Chine Railway Costruction Corporation выиграла в ходе конкурса право построить участок на юго-западе Москвы длиной 4,6 километра с тремя станциями "Аминьевское шоссе", "Мичуринский проспект" и "Проспект Вернадского". Технику - тоннелепроходческие щиты, которые мы закупаем в Германии, - китайцы привезли свою. А имена им дали по московской традиции женские. Назвали их в честь героинь популярного в КНР русского сериала "Папины дочки: "Евгения", "Полина", "Дарья", "Галина" и "Мария". Первой в конце прошлой недели финишировала "Полина". Она построила правый тоннель под улицей Удальцова и парком 50-летия Октября, соединив станции "Проспект Вернадского" с "Мичуринским проспектом".