Напомним, первый обвал произошел между пляжами "Толстяк" и "Учкуевка" 30 июля 2018 года. С обрыва рухнули баня и хозпостройка, у края пропасти завис двухэтажный дом, из которого эвакуировали семью с детьми. Пострадало около 800 метров берега шириной 60-100 метров. Под угрозой обрушения оказались 22 участка СНТ "Парус" и 11 участков товарищества "Лесовод", расположенные в первой линии с видом на море. Власти ввели режим повышенной готовности системы РСЧС и создали рабочую группу, которая проверила постройки над обрывом.
Сейчас в садовых товариществах почти никого нет. Но скоро курортный сезон, хозяева начнут заселять отдыхающих. Вдоль обрыва стоят предупреждающие щиты, однако владельцев недвижимости они не останавливают.
- Еще месяц назад ходили по этому участку, а сейчас его нет, обрушился, - показывает вице-губернатор Севастополя Владимир Татарчук свежий обвал. - Здесь на берегу нет пляжа, там опасно находиться, мы установили таблички "оползневая зона, купаться запрещено". Но их отрывают, видимо, чтобы не помешали продавать участки и не отпугнули отдыхающих. Земля выдавалась для садоводства, а стоят трех-четырехэтажные особняки, отели. Туда приезжают гости, не зная про нашу беду, и могут пострадать.
По словам чиновника, в двух товариществах насчитывается 342 участка, 152 из которых до сих пор не зарегистрированы. На 90 процентов построек нет правоустанавливающих документов. На 25 из 33-х участков первой линии построены отели. В СНТ масса проблем: нарушены СНиПы, нет пожарных разрывов, отсутствует канализация.
- По подсчетам водоканала, 248 тонн стоков ежесуточно сливается в тело оползня. Поэтому вся земля, как на салазках, сползает вниз, - говорит Татарчук.
Садоводам предложили подключиться к городской канализации, но те ждут от властей проект и финансовую помощь. По словам губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова, канализация и водоотводы в двух СНТ будут стоить сотни миллионов рублей, а берегоукрепление - миллиарды. Город не готов выделить такие суммы. Вместо этого власти будут пресекать попытки нового строительства и эксплуатацию отелей в опасной зоне.
По результатам проверок 11 дачников привлекли к ответственности за самозахват земли, по 14 провели налоговые проверки, 10 наказали за незаконное предпринимательство. Часть материалов передали в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по статье 238 УК РФ - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Геологи говорят: оползень существует десятки лет, обвалы на какое-то время прекращаются, но затем под влиянием штормов и дождей грунт снова приходит в движение. Всего в Севастополе 120 оползнеопасных зон, 10 из них наиболее критичны - на них также введут ограничения на строительство и эксплуатацию.
Сейчас чиновники пытаются разобраться, почему участки выдавались в зоне активного оползня, никто не следил за их освоением, строительством. А владельцы дач тем временем спешат сбыть недвижимость, которая в любой момент может рухнуть в море. За дома на видовых участках просят десятки миллионов рублей.
Упавшие прошлым летом постройки принадлежали семье Сурковых, которая в 2016 году обменяла четырехкомнатную квартиру в Москве на дом в Севастополе. Про оползень бывший хозяин даже не заикнулся, документы российского образца, выданные местными властями, были в полном порядке. Сурковы вернулись в столицу и пытаются через суд расторгнуть сделку - как оказалось, экс-владелец самовольно присоединил к участку кусок городской земли.