По итогам 2018 года аэропорт Омска обслужил свыше 1,1 миллиона пассажиров - на 16 процентов больше, чем годом ранее. По местным меркам это рекорд, однако, по сравнению с соседями, результат более чем скромный. Например, новосибирский аэропорт Толмачево в прошлом году обслужил почти шесть миллионов человек, красноярский - 2,5 миллиона. Динамично развиваются и многие другие воздушные гавани.
Из-за ограниченного количества прямых рейсов омичам приходится пользоваться услугами других аэропортов. На волне спроса местные туристические компании даже организуют автобусы-шаттлы для перевозки клиентов в Петропавловск, откуда они могут вылететь в Шарм-эль-Шейх. Еще одна причина добираться на перекладных - финансовая.
- Из-за стоимости перелета путевки нам обходятся гораздо дороже, чем жителям других городов. Например, тур в Турцию на двоих с перелетом через Екатеринбург мне обошелся на тридцать тысяч рублей дешевле, чем если бы я летел из Омска, - поделился опытом с корреспондентом "РГ" отпускник Анатолий Герасимов.
- Действительно, путевки дороже, чем в соседних регионах. Там внедряют лучшие практики, нормальные слоты, скидки, акции. Там даже чаще улыбаются клиентам. Есть чему поучиться, - дополняет директор омского турагентства "Турнадо" Эльвира Бобкунова.
В прошлом году новосибирское Толмачево благодаря развитию трансферта обслужило 1,4 миллиона пассажиров, которые использовали этот аэропорт в качестве пересадочного узла, - на 35 процентов больше, чем в 2017-м. Как отмечают в омском аэропорту, рейсы в соседний город полностью заполнены. Такая же ситуация и с Красноярском и Екатеринбургом.
Эксперты называют несколько факторов, мешающих развитию омской воздушной гавани. Это банкротство перевозчиков, отсутствие собственной авиакомпании, ограниченные возможности взлетно-посадочной полосы, дорожающий керосин и высокая конкуренция на рынке. Одна из главных проблем - уровень доходов населения, который делает более доступным железнодорожный и автомобильный виды транспорта.
Планы развития действующего омского аэропорта есть. В летнем расписании на 2019 год уже появились новые маршруты. Эксперты предлагают открыть ряд перспективных и международных направлений. Об этом, в частности, говорили представители авиакомпаний и участники туристического рынка за недавно организованным круглым столом. Например, при наличии в регионе немецкого национального района, а также крупных этнических диаспор целесообразно начать регулярные рейсы в Германию, Тбилиси и Ереван.
- Сейчас вновь растет интерес к бывшим советским республиками. А армян и русских связывает много общего, в том числе вера и культура, - подчеркивает полномочный представитель Союза армян России в регионах Сибири и Дальнего Востока Араик Татоян. - Армения с прекрасным климатом, озером Севан, горнолыжными курортами - отличное место для семейного отдыха. У нас есть и туристические пакеты, включающие, например, Батуми. Проблема в том, что об этом в Омске мало кто знает. Но ее можно решить, и мы готовы к этому подключиться. А развитие торговых отношений поможет сделать рейс окупаемым.
Опрос предпринимателей, который провели специалисты аэропорта Омск-Центральный, подтвердил, что маршруты в Армению, Грузию, Германию, а также в Корею, Китай, Азербайджан востребованы в деловых кругах. Туристы отметили Грецию, Грузию, Чехию, Испанию, Беларусь. Туроператоры - Стамбул, Бангкок, Тегеран.
По словам заместителя генерального директора по развитию аэропорта Омск-Центральный Олега Селиверстова, авиакомпания, готовая летать в Ереван, уже есть. А стимулом для появления нового сообщения могут стать стать 70-процентные скидки авиаперевозчику, при которых параллельно на десять процентов подешевеют и билеты. На такие условия могут рассчитывать и другие новые партнеры.
Политику развития местных воздушных линий поддерживают и региональные власти, которым важно, чтобы через пять лет, когда появится новый аэропорт, его взлетные полосы не пустовали. Сегодня из средств областного бюджета субсидируются авиаперелеты из Омска в Иркутск, Красноярск, Екатеринбург, Краснодар, Тюмень. В этом году региональная казна выделит на эти цели 110 миллионов рублей.
Между тем
С 31 марта по 26 октября 2019 года самолеты из Омска отправятся в восемнадцать городов России и восемь зарубежных стран. Обслуживать пассажиров будет восемнадцать авиакомпаний. В частности, напрямую омичи смогут улететь в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Самару, Краснодар, Симферополь, Якутск. По путевке слетать во Вьетнам, Тунис, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд, Грецию и на Кипр. Запланированы регулярные рейсы в Казахстан.