То есть, заказчиком проверки качества учебников будет выступать министерство просвещения. А исполнителем - подведомственная ему организация. При этом эксперты будут нести персональную ответственность за любой учебник, которому они дали "добро". Их имена и фамилии издатель будет обязан опубликовать на обороте титульного листа.
Зачем это нужно? Как рассказала ранее министр просвещения Ольга Васильева, "не должно быть ситуации, когда учебники выпускаются с орфографическими и фактическими ошибками".
И если эксперт такие ошибки вдруг пропустит - отвечать он будет наравне с авторами некачественного пособия.
До сих пор издательства сами заказывали и оплачивали экспертизу в РАН, РАО, других организациях. Часто получали положительные отзывы и подавали документы на включение в перечень. А затем - спокойно "заходили" в школы.
По новому проекту, экспертиза учебников станет более прозрачной, структура федерального перечня немного изменится. Также будут изменены сроки подачи документов издателями на включение в перечень.
Вводится и еще одна важная норма - чтобы в учебниках были отражены последние достижения технологий и науки, экспертное заключение любому учебнику будет выдаваться только на пять лет.
К самим экспертам тоже будут предъявляться определенные требования. Среди критериев, которые предлагались - опыт научно-исследовательской деятельности, опыт реализации общеобразовательных программ, то есть - работы в школе. Плюс наличие у кандидата профессиональных достижений.
"Недопустимо, когда учебники по химии, физики, биологии заканчиваются изучением открытий 30-летней давности, - рассказала ранее Ольга Васильева. - Необходимо настроить экспертный механизм так, чтобы он гарантировал своевременность обновления содержания учебников".
Напомним, в прошлом году впервые по инициативе министерства была проведена дополнительная экспертиза учебников. Во многих изданиях эксперты нашли подобные методологические и даже фактические ошибки, неточности, устаревшую информацию… По результатам в федеральном перечне осталось всего 863 учебника. Перечень сократился более чем на треть. Сейчас на дополнительную экспертизу снова ушли почти 500 изданий.