"Это бред и абсурд!" - говорит о ситуации Анна Ускова, мама двоих детей. Ее дочка учится в пятом классе, сын - в 11-м, и ни их, ни Анну невозможно убедить в том, что ездить на занятия на автобусе, делая внушительный крюк, - это нормально. Большинство жителей Кирово, не только дети, но и взрослые, ходят в Академгородок самой короткой дорогой, по улице Теплой. В Академгородке люди работают, там магазины, поликлиника, там можно погулять. У Анны все ходы записаны: чтобы дойти от Кирово до Академгородка короткой дорогой, рядом с которой на опорах "висит" теплотрасса, надо пройти от поселка всего 600 - 800 метров, в зависимости от того, в какой из двух школ учится ребенок. Зимой, по укатанному снегу, это не трудно. В межсезонье же грунтовка раскисает, и тогда народ, привычно рискуя, но сохраняя обувь, идет по трубам. Увидев шокирующие видеокадры с малышами на теплотрассе, в Кирово примчались прокуроры и детский омбудсмен, начались проверки и поиски виноватых. Решение найдено: никого на Теплую не пускать, поставить решетку и охранника!
Что предлагается взамен? Теперь, рассказывает Анна Ускова, дети должны идти по улице Теплой те же 600 метров, но в другую сторону. И не до школы, а только до поворота на другую улицу, на которой оживленное движение и точно так же нет тротуаров. Уворачиваясь от транспорта, ребенок проходит еще триста метров - и вот он на автобусной остановке. Ждет автобуса, едет больше полутора километров. От остановки идет еще 700 метров до школы. При этом расписание автобуса составлено так, что к занятиям, которые начинаются в 8.16, успеть можно, только приехав за 40 минут до урока!
- Я уверена: если закроют проход по улице Теплой, люди будут ходить через лес, - говорит Анна. - И это еще неизвестно чем кончится. Эта дорога существует сорок лет, неужели нельзя ее благоустроить? В том, что проблема скорее "бумажная", чем "денежная", уверен Ростислав Антонов, представитель общественной организации "Гражданский патруль". По его словам, жители Кирово обращаются к правозащитникам уже второй год, но короткая дорога почему-то стала предметом очень длинных разговоров с чиновниками и только. "Чтобы сделать элементарный тротуар, много средств не нужно, но власти почему-то предпочитают запреты всем остальным действиям", - говорит Антонов.
Мотивировок, почему ничего сделать нельзя, в ответах чиновников уже несколько. Раньше жителям отвечали, что дороги вовсе нет, а есть только технологический проезд энергетиков к теплотрассе. Потом появилось объяснение, что это федеральная земля, а следовательно, тратить деньги муниципалитет на нее не вправе. Сейчас мэрия заявила о том, что проезд и теплотрасса находятся на особо охраняемой природной территории, и работы там вести запрещено. - Мы не просим оборудовать здесь проезжую часть и положить асфальт, - говорит Анна. - Пусть будет шлагбаум для транспорта, сделайте только тротуар, замените фонари на столбах. Или дайте нам разрешение, мы сделаем сами!
Когда в лесу под Новосибирском строились институты Академгородка, дороги между зданиями не прокладывали и не асфальтировали: академик Михаил Лаврентьев предложил подождать, когда люди протопчут тропинки, выбрав самые удобные маршруты, а уже потом их благоустроить. Эту легенду новосибирцы помнят и пересказывают, но ее суть - чтобы людям было удобно - почему-то оказалась забытой.