15.04.2019 12:54
    Поделиться

    В Москве и Вене Валерий Гергиев исполняет мистерию Вагнера

    В Европе в эти дни наступает время "Парсифаля", традиционно исполняющегося в предпасхальные дни (содержание оперы завязано на христианских символах, а ее последнее действие происходит в святую пятницу). Впервые в этом году дирижировать вагнеровским "Парсифалем" в Вене на главной оперной сцене - в Штатсопере - будет Валерий Гергиев. Накануне он исполнил оперу с коллективом Мариинского тетра в Москве в Концертном зале "Зарядье".
    пресс-служба концертного зала "Зарядье"

    Это был интересный музыкальный сюжет: во-первых, "Парсифаль" в России так и остается до сих пор абсолютным эксклюзивом Гергиева и Мариинского театра, вернувших вагнеровское название в отечественную афишу 22 года назад. Во-вторых, интерпретация Гергиевым этой партитуры признана эталонной в музыкальном мире, а его запись на лейбле "Мариинский" в 2010 году была выдвинута на Грэмми. В той записи вместе с мариинскими артистами участвовали крупнейшие вагнеровские певцы - Рене Папе, Виолета Урмана, Гари Леман, а в Москву Гергиев привез полностью мариинский состав. Наконец, интриговало, как прозвучит парсифалевская мистерия в акустике зала "Зарядье", недавно так неожиданно открывшего новые краски в "Очарованном страннике" Родиона Щедрина, исполнявшимся Мариинкой.

    Ожидания оказались не напрасными: гергиевский "Парсифаль" захватил с первых же томительных звуков увертюры, рисующие печаль мира, где даже рыцарям храма Грааля больше не дано созерцать священный Грааль - из-за грехов их короля Амфортаса. Оркестровое действо развернулось во всех парсифалевских деталях и вагнеровской перспективе - как часть огромного музыкального мифа о мире. Появление Кундри напомнило в этой интерпретации стремительную Брунгильду, пение дев в волшебном саду Клингзора - переклички валькирий, а в обольщении Парсифаля Кундри проступали контуры тристано-изольдовских томлений. Гергиев вел партитуру в подвижном темпе и с такой концентрацией энергии, что невозможно было упустить ничего - ни страдающую интонацию в хорах рыцарей, ни ориентальную красоту садов Клингзора, ни сияющее звучание финала, где священное копье, пронзившее тело Христа на кресте, отвоеванное Парсифалем у Клингзора,  возвращается к братьям и исцеляет Амфортаса - чудо святой пятницы.

    Впечатлил и хор Мариинского театра, и все солисты, особенно Юлия Маточкина в партии Кундри. Ее голос звучал с необычайной мягкостью и красотой, полновесно и с настоящим вагнеровским драматизмом. Убедительным было и исполнение партии Парсифаля Михаилом Векуа - крепко, ясно и достаточно гибко, учитывая специфическую "прямолинейность" его голоса. Отлично звучали в своих партиях и опытный "вагнерианец" Михаил Петренко (Клингзор), и исполнявший свою первую вагнеровскую роль Алексей Марков (Амфортас), Юрий Воробьев (Гурнеманц) и Владимир Феляуэр (Титурель). Это факт, но такой исполнительский уровень не всегда можно услышать даже в Байройте, которому, к слову, Вагнер свою мистерию и завещал.

    МЕЖДУ ТЕМ

    26 апреля, в пятницу, "Парсифаль" будет представлен на сцене Мариинского театра. А 18, 21 и 24 апреля Валерий Гергиев будет дирижировать в Вене "Парсифалем" в постановке Алвиса Херманиса.

    Поделиться