-- Мы разрабатываем один из видов универсального дрона, так называемый конвертоплан, - сказал корреспонденту "РГ" ведущий конструктор проекта ТРИАДА Сабадаш Андрей. - Его главное достоинство по сравнению со всеми аналогичными аппаратами - уникальная аэродинамическая компоновка. В авиации есть понятие - аэродинамическое качество. Так вот у нашего конвертоплана оно равно 25. Никто из конкурентов подобного пока что не достиг. Помимо хорошего АДК есть еще несколько ключевых достоинств, совокупно увеличивающих время и эффективность полета, от собственных двигателей и лопастей до алгоритмов и автопилота. Например, наш дрон в принципе не может сорваться в штопор. Кроме того, в самолетном режиме двигатели могут вообще отключаться, и машины будут просто парить в воздухе, экономя энергию аккумулятора.
Оценивая российский конвертоплан, специалисты особо подчеркивают, что он на редкость оптимально сконструирован, практически все режимы выполняются с максимальной эффективностью. Скажем, он экономно расходует энергию как в вертикальном, так и в горизонтальном полете. Обладает высокой маневренностью, превосходя по этому показателю другие аналогичные машины. А заложенные в конструкции, пожалуй, самого сложного узла - винтомоторной группы, которая поворачивается для перехода из одного режима в другой, несколько ноу-хау позволили сделать узел простым и надежным.
Как удалось создать машину, превосходящую конкурентов? По словам руководителя проекта Александра Милевского, все дело в команде разработчиков. "Это профессионалы как в теории, так и на практике, часть специалистов пришли из большой авиации, они 20 и более лет запускали в серию серьезные летательные аппараты, которые сейчас продаются по всему миру, - говорит Милевский. - При создании конвертоплана применялись компьютерные модели аппарата, на них имитировали реальный полет и проигрывались разные сценарии с различными компоновками конструкции, а затем полноразмерные макеты продувались в аэродинамической трубе".
Уже созданы прототипы нескольких аппаратов. Самый маленький имеет размах крыла 1,4 м, скорость 160 км/ч, время полета до 3 часов, масса 3,5 кг, дальность полета до 130 км. У "старшей" версии размах крыла 2 м, время полета до 5 часов, а вес 6 кг, скорость 200 км/ч, дальность до 400 км.
Сфера применения таких машин самая обширная. Прежде всего, конечно, МЧС. Вылет на поиск людей, в районы лесных пожаров и наводнений. Кроме того, охрана границ, мониторинг самых разных объектов - электростанций, ЛЭП, лесных и сельскохозяйственных ресурсов, нефте- и газопроводов, дорог, режимных объектов и т.д. Огромное поле деятельности в Арктике и Антарктике. И конечно, в оборонке.
Дроны могут быть снабжены устройствами оптического наблюдения с 50-кратным увеличением, а также другими системами, которые помогают обнаружить объект и определить, является ли он человеком или животным, с вероятностью почти 99,9 процента. Благодаря совокупности технологических решений и продвинутому машинному зрению с алгоритмами обработки данных при помощи нейросетей аппарат способен найти человека в сложной местности за 20-30 минут.
- Пока мы сумели наладить только мелкосерийное производство, - говорит Александр Милевский. - Но заказов намного больше, чем мы можем сейчас выполнить. Для перехода к большим сериям нужны совсем другие мощности и другие деньги. Мы искали инвестиции, пытались получить их в самых разных кабинетах, выходили на разные фонды, но нигде помощи не получили. Так что предложение из США и недавно подписанный контракт на 4,5 миллиона долларов на поставку наших дронов в Армению должны, наконец, помочь в запуске более крупной серии.