Американцы выделяют российскому дрону 200 миллионов долларов

Американцы предложили одной из российских компаний 200 миллионов долларов на строительство завода по выпуску беспилотных летальных аппаратов. Событие по нынешним временам почти беспрецедентное. Тем более что речь идет о гибриде самолет-вертолет. Сегодня подобные аппараты уже пытаются создавать в разных странах. США считаются одними из законодателей моды в этой сфере с пилотируемым Bell V-22 Osprey, который стоит на вооружении у ВМФ. Достоинства таких дронов очевидны, ведь они могут, что называется, взлетать и садиться прямо с руки, им не нужны взлетно-посадочные полосы. Какими же должен обладать российский аппарат очевидными преимуществами, чтобы получить из-за океана такое предложение?
Из архива Александра Милевского

-- Мы разрабатываем один из видов универсального дрона, так называемый конвертоплан, - сказал корреспонденту "РГ" ведущий конструктор проекта ТРИАДА Сабадаш Андрей. - Его главное достоинство по сравнению со всеми аналогичными аппаратами - уникальная аэродинамическая компоновка. В авиации есть понятие - аэродинамическое качество. Так вот у нашего конвертоплана оно равно 25. Никто из конкурентов подобного пока что не достиг. Помимо хорошего АДК есть еще несколько ключевых достоинств, совокупно увеличивающих время и эффективность полета, от собственных двигателей и лопастей до алгоритмов и автопилота. Например, наш дрон в принципе не может сорваться в штопор. Кроме того, в самолетном режиме двигатели могут вообще отключаться, и машины будут просто парить в воздухе, экономя энергию аккумулятора.

Оценивая российский конвертоплан, специалисты особо подчеркивают, что он на редкость оптимально сконструирован, практически все режимы выполняются с максимальной эффективностью. Скажем, он экономно расходует энергию как в вертикальном, так и в горизонтальном полете. Обладает высокой маневренностью, превосходя по этому показателю другие аналогичные машины. А заложенные в конструкции, пожалуй, самого сложного узла - винтомоторной группы, которая поворачивается для перехода из одного режима в другой, несколько ноу-хау позволили сделать узел простым и надежным.

Как удалось создать машину, превосходящую конкурентов? По словам руководителя проекта Александра Милевского, все дело в команде разработчиков. "Это профессионалы как в теории, так и на практике, часть специалистов пришли из большой авиации, они 20 и более лет запускали в серию серьезные летательные аппараты, которые сейчас продаются по всему миру, - говорит Милевский. - При создании конвертоплана применялись компьютерные модели аппарата, на них имитировали реальный полет и проигрывались разные сценарии с различными компоновками конструкции, а затем полноразмерные макеты продувались в аэродинамической трубе".

Главное достоинство российского дрона по сравнению со всеми аналогами - уникальная аэродинамика

Уже созданы прототипы нескольких аппаратов. Самый маленький имеет размах крыла 1,4 м, скорость 160 км/ч, время полета до 3 часов, масса 3,5 кг, дальность полета до 130 км. У "старшей" версии размах крыла 2 м, время полета до 5 часов, а вес 6 кг, скорость 200 км/ч, дальность до 400 км.

Сфера применения таких машин самая обширная. Прежде всего, конечно, МЧС. Вылет на поиск людей, в районы лесных пожаров и наводнений. Кроме того, охрана границ, мониторинг самых разных объектов - электростанций, ЛЭП, лесных и сельскохозяйственных ресурсов, нефте- и газопроводов, дорог, режимных объектов и т.д. Огромное поле деятельности в Арктике и Антарктике. И конечно, в оборонке.

Дроны могут быть снабжены устройствами оптического наблюдения с 50-кратным увеличением, а также другими системами, которые помогают обнаружить объект и определить, является ли он человеком или животным, с вероятностью почти 99,9 процента. Благодаря совокупности технологических решений и продвинутому машинному зрению с алгоритмами обработки данных при помощи нейросетей аппарат способен найти человека в сложной местности за 20-30 минут.

- Пока мы сумели наладить только мелкосерийное производство, - говорит Александр Милевский. - Но заказов намного больше, чем мы можем сейчас выполнить. Для перехода к большим сериям нужны совсем другие мощности и другие деньги. Мы искали инвестиции, пытались получить их в самых разных кабинетах, выходили на разные фонды, но нигде помощи не получили. Так что предложение из США и недавно подписанный контракт на 4,5 миллиона долларов на поставку наших дронов в Армению должны, наконец, помочь в запуске более крупной серии.