16.04.2019 15:25
    Поделиться

    Вера Таривердиева: Пожар в Нотр-Даме - трагедия для всех стран и наций

    REUTERS/Benoit Tessier

    Директор калининградского Кафедрального собора, арт-директор международного фестиваля "Орган+", вдова композитора Микаэла Таривердиева Вера назвала пожар в соборе Нотр-Дам культурной трагедией, которая коснулась практически каждого жителя планеты. Ведь это сооружение является символом многих культурных начинаний, зародившихся во Франции и получивших распространение в других странах.

    - Нотр-Дам - это и родина полифонии, и великолепное, не знающее себе равных архитектурное творение, - отметила в разговоре с корреспондентом "Российской газеты" Вера Таривердиева. - Потрясающий орган собора Парижской Богоматери воспитал многих замечательных музыкантов. Я непрерывно слежу за новостями, и буквально час назад титулярный органист собора Филипп Лефевр заявил, что орган, возможно, получится восстановить. Во всяком случае, трубы органа остались в конфигурации, позволяющей это сделать.

    Калининградский Кафедральный собор тесно сотрудничает с собором Парижской Богоматери. Один из органистов Нотр-Дама Оливье Латри неоднократно давал концерты в Калининграде. Органисты, воспитанные в соборе Парижской богоматери, - постоянные участники и лауреаты международного фестиваля "Орган+", проходящего в Кафедральном соборе.

    Судьба главного калининградского собора, построенного в XIV веке, тоже полна трагизма. В ночь с 27 на 28 августа 1944 года при налете английской авиации здание сильно пострадало: внутри все выгорело, своды частично обрушились. Затем под воздействием природных стихий собор разрушался в течение нескольких десятков лет - и лишь в 90-е годы началась реставрация.

    - Поэтому всем, кто связан с калининградским Кафедральным собором, было невероятно тяжело наблюдать за парижской трагедией, - продолжает Вера Таривердиева. - Смотришь в прямом эфире, как от огня падает шпиль Нотр-Дам де Пари, - и как будто возвращаешься назад. Как будто переживаешь вместе с парижской трагедией нашу, связанную с разрушением Кафедрального собора. Я неоднократно бывала в соборе Нотр-Дам на концертах, мне даже провели специальную экскурсию, показали орган. Моя дипломная работа в "Гнесинке" была посвящена полифонии XIII-XIV веков во Франции, в том числе той, что вышла из стен Нотр-Дама. Поэтому для меня все произошедшее - личная история и личная утрата. Думаю, это личная история и для всех россиян, жителей других стран, которые могли никогда не бывать во Франции, но читали роман Гюго, слушали полифонию Баха, видели собор на фотографиях в своих школьных учебниках.

    Поделиться