Прямо скажем, этот вывод прозвучал как гром среди научного неба. Ведь предыдущие миссии говорили об обратном. И зонд "Маринер-7" в 1969 году, и марсоход Curiosity в 2012 и 2013 годах зафиксировали несколько сильных кратковременных всплесков концентрации метана. Наблюдали его и астрономы с Земли. В 2003 году он был обнаружен группой астрономов под руководством Владимира Краснопольского с помощью телескопа, установленного на Гавайских островах.
Почему ученые так пристально занимаются именно метаном? Дело в том, что он является одним из главных признаков жизни. Например, на Земле почти все запасы этого газа в атмосфере носят биологическое происхождение. Почему бы не предположить, что и на Марсе такая же картина, что там работают свои микробы. Кроме того, метан может быть выброшен из вулканов, а также выходить из замерзших залежей.
Но как бы он ни появился, ученых смущает странное поведение марсианского метана. Его содержание довольно резко колеблется в зависимости и от места, и от времени года. Прояснить ситуацию и должен был зонд "ЭкзоМарс-TGO". На его борту установлены два прибора, способные уловить даже мизерные доли метана в марсианской атмосфере. Это бельгийский NOMAD и ACS, созданный в Институте космических исследований РАН. Причем их чувствительность на порядки выше, чем у всех ранее использовавшихся приборов.
- Мы не обнаружили даже минимальных количеств метана, которые были бы выше уровня фонового шума, не говоря уже о тех больших количествах, которые были зафиксированы аппаратом Curiosity, - сказал Олег Кораблев.
Конечно, можно сослаться на то, что это совсем свежие данные, получены сейчас, а американский марсоход замерял метан пять лет назад. Но все равно непонятно: а куда исчезло такое большое количество газа? Возможно, существует какой-то пока непонятный науке механизм, который позволяет так быстро уничтожать метан.
Словом, Марс поставил перед учеными метановую загадку. Надо понять, были ли вообще выбросы и что их породило. А если были, то почему так быстро исчезли. Ответ будет продолжать искать и зонд "ЭкзоМарс-TGO", и европейский марсоход "Розалинд Франклин", который начнет работать в 2021-м году.