Иванченкова обвинили в незаконном содержании беркутов, занесенных в Красную книгу. Его супруга Галина рассказала "РГ":
- Володя спасал и лечил больных птиц, сколько я помню. Читал много книг о птицах, изучал этот мир. У всех разные увлечения, а у него вот эта "болезнь" - спасать братьев меньших.
Владимир Иванченков служил на Кавказе, тогда и полюбил хищных птиц.
- Но лечил я не только соколов и беркутов, - пояснил он. - Многих подранков поставил на крыло, выпустил на волю или передал в зоопарки и природные парки. В последнее время держал Беркута, Айсану и Бэка, одного из орлов привез с Кавказа, где его покалечили.
В дикую природу птиц нельзя было выпустить - они погибли бы, а в вольере возле частного дома они хорошо себя чувствовали. Многие жители поселка приходили полюбоваться на орлов.
Однако в августе прошлого года правоохранители прошли на частную усадьбу в отсутствие хозяев, взломали вольер, чтобы перевязать орлам лапы скотчем и запихать их в тесные картонные коробки.
Иванченкова обвинили в том, что он незаконно содержит краснокнижных птиц. Но погибли пернатые в итоге у законоблюстителей…
Жару и стресс не перенесли два беркута, которых решили отвезти в калужский центр реабилитации диких животных "Феникс". Третий выжил. Владимир не мог поверить в такое жестокое обращение с питомцами:
- Они жили у меня более 15 лет и потомство могли приносить.
Природоохранители оправдались тем, что все должно быть по закону. Однако за этими словами - полная неосведомленность о том, что в действительности бюрократическая стена непробиваема. Как позже выяснилось на суде, даже крупные центры не могут получить специальное разрешение, потому зачастую держат птиц незаконно.
Ранее уголовной ответственности за содержание краснокнижных животных не было. Однако в 2013 году приняли соответствующий нормативный акт.
Как заявил на суде адвокат Матвей Дзен, ревнители природы и борцы с браконьерами почему-то сражаются с ними не в лесах, а в городах и селах, то есть в комфортных для себя условиях. Все в Локте прекрасно знали, что Иванченков лечит орлов, и никому до этого не было дела.
- Я пытался оформить разрешение на лечение птиц, но не получил от чиновников ответа на свою заявку. Уже после того, как орлов увезли, обращался в природоохранное ведомство через портал "Госуслуги", но тоже не получил ответа, - рассказывает Владимир.
По всей стране прокатилась волна возмущения. Многочисленные публикации дополнились петициями с требованием не наказывать спасителя беркутов. Во время судебного процесса природоохранный прокурор Максим Зубко потребовал лишь оштрафовать его на 50 тысяч рублей - о лишении свободы речь уже не шла, хотя изначально Иванченкову грозил трехлетний срок.
- Птицам я продлил жизнь, у меня они жили бы до сих пор. А в итоге их отобрали и погубили. И ответственность виновных в их гибели оказалась меньше моей, - заявил Владимир.
Суд оправдал Иванченкова за отсутствием состава преступления.
Впрочем, приговор еще не вступил в законную силу, и прокуратура может его обжаловать.
Екатерина Пилютина, заместитель директора по экологическому просвещению и туризму заповедника "Брянский лес":
- Помощь краснокнижным животным, попавшим в беду, в нашей стране - довольно непростое дело. Для того чтобы вся процедура была законной, прежде всего необходимо согласовать свои действия с региональным Росприроднадзором и оформить все необходимые разрешения. Часто возникают ситуации, когда помощь требуется срочно. В этом случае лучше советоваться с частными лицами и организациями, у которых уже есть опыт такой работы.