Тогда юную исполнительницу напутствовала великая Ирина Архипова. Именно она возглавляла это состязание с 1968 года. Триумфаторами нового-старого состязания в этом году стали солист Пермского театра баритон Константин Сучков и артистка Молодежной оперной программы Большого театра меццо-сопрано Мария Баракова.
Ныне, когда молодые исполнители избалованы избытком конкурсов всех мастей, глинковскому состязанию, открывшего имена от Елены Образцовой и Владимира Атлантова до Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского, пришлось потрудиться, чтобы привлечь внимание. Отменили обычный для любого соревнования вступительный взнос, и тут же было подано без малого 250 заявок. Хотя это во многом превратило первый тур в лотерею - участники исполняли одну арию вместо двух, выступления конкурсантов сократили на один номер и во втором раунде, так что ария из русской оперы перестала быть обязательной.
Конкурсанты были раздосадованы еще и тем, что не все члены жюри прибыли к началу конкурсу. А ведь именно персональный состав арбитров притягателен для начинающих артистов, которые хотят быть услышанными и оцененными. Уважаемые ресурсы, предлагающие мастер-класс знаменитых музыкантов по всему миру, старательно подчеркивают имена тех, кто будет судить грядущий конкурс Чайковского. Кстати, именно участие в конкурсе Чайковского (не считая премии в размере 300 тысяч рублей) и стало главной наградой для победителей соревнования в Казани.
Конкурс показал: у нас по-прежнему множество красивых, самобытных голосов. Но, судя по качеству исполнения, и проблемы со школой очевидны. Хотя жюри было щедрым и присудило наград больше, чем предусмотрено регламентом. При этом финал для большинства его участников из-за необходимости петь с оркестром - в данном случае Госоркестр Республики Татарстан по руководством Александра Сладковского - оказался тяжелейшим и иногда непреодолимым испытанием. Дело не только в отсутствии у молодежи опыта, от такого именитого коллектива, как Госоркестр Татарстана, хотелось слышать больше чуткости к солистам и точности в темпо-ритме. От дирижерской воли зависит, быть оркестру соратником или противником солиста. Хотя, конечно, ария Ирода из оперы Массне "Иродиада" или Арзаче из "Семирамиды" Россини, что выбрали обладатели первых премий, - вещи, естественно, архисложные...
Лауреатами глинковского состязания стали сразу восемь человек: IV премия - Анна Денисова (сопрано, Петербург), Акылбек Пиязов (баритон, Ташкент); III премия - Ольга Маслова (сопрано, Петербург), Даолигень (тенор, Улан-Удэ); II премия -Эльза Исламова (сопрано, Казань), Станислав Ли (баритон, Москва). Распределение мест - обычное конкурсное дело. Зато классный уровень показали победители - опытный Константин Сучков и юная Мария Баракова, восхитившая всех роскошным голосом и уникальной музыкальностью. На торжественном концерте лауреатов в Большом зале имени Сайдашева не было свободных мест. Публика, казалось, ощущала свою причастность к рождению новых звездных имен. Возможно, Казань, благодаря Альбине Шагимуратовой, достойна стать постоянным домом для конкурса Глинки. Конкурса, который должен стать лучшей памятью о великой Ирине Архиповой.
Мария Баракова, обладательница I премии:
- Для меня это первый серьезный конкурс с таким уважаемым жюри. Кажется, у меня получилось. Я знала, что победа на этом конкурсе - пропуск на конкурс Чайковского. Но сегодня мне только 21 год. Быть может, я приму решение участвовать в этом соревновании только через четыре года. Конкурс Чайковского - слишком ответственный и важный этап, как "Опералия" Пласидо Доминго. А конкурс Глинки, кроме победы, подарил мне возможность общения с фантастической певицей Ольгой Бородиной (членом жюри). Еще будучи студенткой колледжа в Новосибирске, я практически все учила исключительно по ее записям. По завершении конкурса я отважилась подойти к Ольге Владимировне и... даже ничего не смогла сказать, разрыдалась у нее на плече.