В программу включили настоящую сенсацию, интеллектуально-образовательный стенп-ап народных любимцев с оркестром и стимулы для местной музыкальной поросли.
Юрий Башмет умеет удивлять, но приезд в Ярославль Мюнхенского камерного оркестра сопровождался общим всхлипом "неужели?". Все так: впервые в Ярославле с единственным концертом в России выступил один из лучших немецких музыкальных коллективов. Авторитетный, благополучный, безупречной репутации оркестр хоть и разминулся в сложной логистике с собственным дирижером, и его выручал первая скрипка Даниэль Гиглбергер, на сцене Ярославской филармонии влюбил в себя всех прежде непричастных. В скромном по размерам и славном по акустике зале люди из Мюнхена дали такой звук, что вся фестивальная декада мгновенно обрела смысл. Точеный Элгар, почти безупречный Мендельсон и одновременно мягкий и блистательный Дворжак (Серенада для струнных ми мажор) - хрестоматийный для камерных оркестров репертуар сиял превосходным качеством. Мюнхенский камерный вписался в программу за два месяца до ее начала не просто так: столпом фестиваля в Ярославле был камерный "Солисты Москвы", как и немецкие коллеги внимательный и к академическому, и к новому репертуару. "Солисты…" представили "Закат" для струнных Кузьмы Бодрова и мировую премьеру "Letters and waves" Армана Гущана для альта, ударных и струнного оркестра, где маэстро Башмет во главе верных солистов бесстрашно стучал по собственному инструменту.
Однако лояльностью публики никто не злоупотреблял. На гала прозвучал учтивый Гайдн (буйные аплодисменты сорвал пианист Дэвид Бисмут, игравший по нотам с айпада на рояле) и слишком популярные "Русский танец" Чайковского и Фантазия на темы "Кармен" Бизе-Сарасати, выбранные с просветительской целью: Юрий Башмет традиционно поддерживает боевой дух музыкальной молодежи. Так что трем юным скованным солисткам очень повезло, и не беда, что ради балалайки-соло маэстро Башмет придерживал оркестр, а скрипачку вынес на своих струнах терпеливый первая скрипка "Солистов Москвы" Андрей Поскробко. Завидевший ярославских подростков зал в восторге сроднился со сценой.
К этому можно было ничего не добавлять, но XI Музыкальный рискнул. Два вечера зал внимал столичным звездам Евгению Миронову и Григорию Сиятвинде, несущим разумное доброе вечное вполне всерьез. Миронов солировал в спектакле-концерте "Ван Гог: письма к брату", Сиятвинда в музыкально-литературной композиции по "Моцарту и Сальери" Пушкина на музыку двух очевидных авторов. При сопоставлении обнаружилось, что старая, побитая школьной скукой схема "солист плюс оркестр" на общем слабеющем культурном фоне мигрирует в интеллектуальный стенд-ап. Он может быть художнически прихотливым: избранные строки Ван Гога порой не сочетались с фрагментами музыки Бетховена, Малера, Брамса и Шнитке (в финале честное браво Башмету-альту). А может быть на диво цельным и страстным, настолько, что Сиятвинда мелькнет Моцартом. И вот тут, в толпе не желающей выходить из зала публике, понимаешь, что заставляет преуспевающий столичный оркестр регулярно окультуривать Ярославль и область (да, оркестр успел съездить в Глазьев, Мышкин и так далее). Просто международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета на глазах превратился из культурной инициативы в социальный феномен, нужный людям не меньше зарплат и солнца к лету.