- Некоторое время назад страховые компании активно добивались замены денежных выплат по ОСАГО на ремонт машин, полагая, что экономически это будет более выгодно. Однако, как показывает практика, и этот вариант не во всем их устраивает. По сегодняшним правилам, ремонт даже самых старых машин необходимо осуществлять только с помощью новых узлов и деталей, которые постоянно дорожают. СТО работать с компаниями на условиях демпинга не соглашаются. И страховщики для повышения рентабельности начинают активно навязывать участникам ДТП денежные выплаты вместо ремонта.
- Закон позволяет заключать такие соглашения, - сообщил корреспонденту "РГ" председатель правления Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. - Многие автовладельцы, не знающие ситуации, идут на такие условия, а потом им приходится доплачивать за ремонт машины из собственного кармана.
Десять процентов автолюбителей жалуются на то, что при оформлении полиса ОСАГО страховщики и их посредники навязывают им дополнительные услуги. В наибольшей мере это касается владельцев мототехники, а также пожилых водителей, с которыми компаниям иметь дело невыгодно. Например, пенсионеру оформляют "автогражданку" при условии, что он застрахуется заодно и от укуса клещей.
Между тем в мае этого года вступили в силу базовые стандарты защиты прав получателей финансовых услуг, принятые Всероссийским союзом страховщиков и утвержденные Банком России в августе 2018-го.
- Новые правила запрещают страховщикам ставить заключение договора по одному виду страхования в зависимость от наличия другого финансового продукта. Эти стандарты обязательны для исполнения всеми страховыми компаниями, - пояснил коррес-понденту "РГ" президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. - К нарушителям могут применяться санкции: предупреждение, наложение штрафа, исключение из рядов саморегулируемой организации.
Весной 2019-го вступили в силу правила, уравнивающие в правах бумажный и электронный полисы ОСАГО (Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Благодаря этому правозащитники получили больше возможностей отстоять интересы автовладельцев, оформивших ДТП по европротоколу.
- Прежде виновник аварии, оформивший ДТП без участия сотрудников полиции, должен был направить в свою страховую компанию извещение о дорожно-транспортном происшествии не позднее пяти дней после аварии. Если он этого не сделал, страховщик мог взыскать с него всю сумму, которую выплатит потерпевшему. А поскольку большинство автовладельцев об этой обязанности не знало, то компании массово взыскивали с них деньги, - отметил Игорь Пушкарь. - Новая редакция закона лишает страховщиков такого права.
А вот с нетрезвыми водителям разговор теперь будет короткий. Раньше компании мог-ли взыскать с пьяных виновников аварий деньги в пользу пострадавшей стороны, однако многие просто отказывались от процедуры медицинского освидетельствования, и эта норма не действовала из-за отсутствия официального документа, подтверждающего наличие алкоголя в крови. Теперь страховщики получат возможность взыскивать средства даже от отказавшихся от медосмотра нарушителей. Таковы новые правила.
Насколько они актуальны, красноречиво свидетельствует статистика. Как сообщили в пресс-службе управления ГИБДД УМВД России по Омской области, только за одни сутки 11 мая выявлено восемь фактов управления транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения. Еще шесть человек отказались от прохождения медицинского освидетельствования.
В этот же день 45 водителей находились за рулем, не имея при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения, в том числе и полисов ОСАГО. Проблема носит массовый характер. В прошлом году число водителей, оштрафованных за езду без страховки, увеличилось, по сравнению с 2017-м, на двадцать процентов и достигло 25 тысяч. Аналогичная ситуация - и в других регионах Сибири.
Чтобы решить проблему, в этом году в регионах реализуют проекты по определению владельцев автомобилей, уклоняющихся от приобретения полиса ОСАГО. Делать это помогают установленные на дорогах видеокамеры. Водителей, не оформивших "автогражданку", наказывают штрафами в размере 800 рублей. За страховку, оформленную с нарушениями, придется заплатить 500 рублей.
При этом следует учесть, что система позволит штрафовать водителя не однажды, а каждый раз, когда автомобиль попадет в поле зрения камеры.
Между тем
По данным Российского союза автостраховщиков, в 2018 году скидку за безаварийную езду (20 процентов и более) при оформлении полиса ОСАГО получили около половины всех водителей РФ - 20,1 миллиона (на 17 процентов больше, чем в 2017-м). Скидку в 30 процентов и более - 13,1 миллиона автовладельцев (годом ранее их было 12,1 миллиона). Максимальную скидку в размере 50 процентов получили 7,7 миллиона водителей (в 2017-м - 6,4 миллиона). Специалисты полагают, что тенденция сохранится и в этом году.