Однако Зеленский справедливо рассчитывает на карт-бланш для тех или иных действий - скорее всего, на нормализацию отношений, судя по опросам. Судя по его недавним запросам к США и ЕС на усиление санкционного давления на Россию, нормализация не его первостепенная цель, но он прекрасно понимает, что это может дать прямой и быстрый экономический и гуманитарный эффект, который ему нужен как воздух.
Но вот предмет референдума довольно нелеп. Проблемы Украины, доставшиеся новой администрации в наследство от Порошенко, лежат не на российско-украинском треке. Происходящее в наших отношениях производно от внутриукраинского конфликта, от слепой и бездумной ориентации на Запад и от попыток официальной пропаганды представить причиной всех трудностей некую российскую агрессию. Все это можно корректировать без всякого референдума, усилиями самой украинской власти. Это же касается и реализации Минских соглашений, для которых нужен не плебисцит, а политическая воля и строгое соблюдение своих обязательств.
Поэтому сам факт референдума может выглядеть и как попытка следовать в прежнем русле - дескать, все причины в России, потому и именно эту тему выносим на обсуждение, а не, скажем, гораздо более важный диалог с ДНР и ЛНР.
И поэтому пока не будем спешить с завышенными ожиданиями. Однако уже то, что чуткий к ожиданиям своего электората Зеленский спешит поставить вопрос о связях с Россией на народное голосование внушает оптимизм: значит запрос на улучшение налицо. Народ устал от вранья про "агрессию", и у Киева есть шанс на перезагрузку.
Источник: страница российского сенатора в Facebook.