ЦБ накажет страховщиков за плохой ремонт аварийных авто
Поправки в закон об ОСАГО, которые поставили восстановительный ремонт на станции техобслуживания в приоритет перед возмещением "живыми" деньгами, вступили в силу в апреле 2017 года. Схема проста: автовладелец выбирает автосервис из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Принять решение можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка.
При этом по закону расстояние от места ДТП или места жительства автовладельца (по выбору) до станции ТО не должно превышать 50 километров, а срок ремонта - 30 дней; гарантийный срок на ремонт установлен в полгода, а для кузовных и лакокрасочных работ - в год; автомобили не старше двух лет должны ремонтироваться с сохранением гарантии.
Участники рынка сами настаивали на приоритете ремонта перед выплатами в рамках ОСАГО. Российский союз автостраховщиков (РСА) обращал внимание на то, что именно такая схема позволит частично решить проблему автоюристов, из-за которых страховщики несли убытки по этому виду страхования.
Как следует из указаний ЦБ, страховщик будет лишаться возможности возмещать ущерб ремонтом, если дважды за год нарушил обязательства по его организации или оплате. Если число таких нарушений не превышает 0,5 процента всех ремонтов в рамках ОСАГО, ограничение может быть наложено на срок до трех месяцев, в пределах 1-1,5 процента - от шести до девяти месяцев. Наиболее суровое наказание - отстранение от "натурального возмещения" на год - грозит при превышении доли нарушений в 1,5 процента от объема выполненных ремонтов.
"Банк России еще на этапе принятия поправок предупреждал о планах разработать такое указание и использовать его при работе с недобросовестными практиками и злоупотреблениями в отношении страхователей", - говорит глава РСА Игорь Юргенс. Однако пока РСА фиксирует лишь единичные жалобы в этом блоке.
По данным Банка России, в первом квартале из 9,8 тысячи жалоб, поступивших регулятору по ОСАГО, лишь 4 процента касались натурального возмещения. Значительная доля пришлась на компании с отозванными лицензиями. Как правило, обращения связаны с недовольством сроками восстановительного ремонта или нарушением сроков выдачи направления на ремонт, рассказали "РГ" в ЦБ, добавив, что сроки ремонта нередко обусловлены объективными факторами - задержкой доставки запчастей на ряд иномарок.
По словам Юргенса, в среднем около 20 процентов выплат осуществляется ремонтом. Цифры сильно зависят как от региона, так и от конкретной компании - есть ли у нее партнерские станции ТО, каков поток авто, направляемых на ремонт, насколько активны в том или ином регионе "юридически подкованные посредники", поясняет он.
"В целом, задача, которая была заложена в идеологию поправок о приоритете натурального возмещения, выполняется - это наглядно видно по статистике судебных споров, которая показывает ниспадающий тренд", - отметил Юргенс.
Несмотря на это, суммы штрафов, пеней, неустоек и прочих накладных судебных расходов страховщиков растут. Об этом говорил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. В 2018 году они превысили сумму судебных выплат по ОСАГО на 23 процента - 18,6 миллиарда рублей против 15,2 миллиарда. Это связано с деятельностью автоюристов, которые в ряде регионов еще очень активны.
С 1 июня станет обязательным рассмотрение судебных споров по ОСАГО финансовым уполномоченным. Страховщики рассчитывают, что это сделает бизнес посредников менее выгодным. Обращение к омбудсмену для третьих лиц (в том числе автоюристов), получивших права требования от автовладельцев, стоит 15 тысяч рублей.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"