Что случилось с Lada Granta Sport за шесть лет эксплуатации
Сейчас у Lada нет моделей Granta Sport и Kalina Sport. Из продажи эти автомобили исчезли с обновлением модельного ряда Гранты, вобравшей в себя линейку Калины, и получившей, как принято говорить, икс-ДНК. По всей видимости, внутренние процессы, а может боязнь за продажи Lada Vesta Sport, не позволили вывести спортивные версии Гранты вместе с обновлением линейки бренда. Так что пока ждем.
В этой публикации речь пойдет о Lada Granta с приставкой Sport. А точнее об опыте владения этим автомобилем в течение 6 лет. От выхода на рынок до временного ухода с него. Это личный опыт владения и собственные эмоции владельца, которые многие могут не разделять и не соглашаться с ними.
Ради объективности и полноты публикации мы решили добавить статистику продаж Lada Granta Sport, предоставленную нам "Автостатом".
Начиная с 2013 года, доля Lada Granta Sport от общего количества Lada Granta составляла от 0,3% до 2,65%. Пик продаж пришелся на 2017 год. Тогда было продано 2 485 автомобилей.
Руководитель пресс-службы агентства Азат Тимерханов так прокомментировал ситуацию: "Если опираться на цифры, то за все время было продано более 11 тысяч таких машин. Это мало, ведь даже в лучшие годы продаж их доля не достигала и 3% от всех реализованных Granta. Но то, что такая модель была в линейке и, по всей видимости, будет - тоже неплохо. Во-первых, это расширяет линейку семейства Lada Granta. Во-вторых, загружает работой подразделение Lada Sport, что в условиях современного Тольятти крайне важно".
Автомобиль, о котором пойдет речь, был куплен в первый месяц продаж, что отчасти и продиктовало ряд значимых преимуществ и не менее значимых недостатков. Отличалась тогда Lada Granta Sport от всей линейки АвтоВАЗа дизайном экстерьера, интерьера и некоторыми техническими особенностями.
Это позже кованые Slik сменятся обычным "литьем", а драйверская Yokohamа каким-то китайским брендом. Маркетингом будет продиктовано появление и совсем странной комплектации Drive Active. Но первые экземпляры были действительно лучшим из того, что на тот момент выпускал завод в Тольятти. Vesta тогда даже не ждали.
Granta Sport собирали (продолжают собирать) на новом производстве компании Lada Sport из комплектов гражданской версии в максимальной комплектации. Автомобиль оснащался обогревом передних сидений, зеркал, заднего и ветрового стекла. Стеклоподъемниками всех дверей, кондиционером, парктроником, мультимедиа с сенсорным экраном, датчиком дождя. Из эксклюзивного - бамперы собственного дизайна, спойлер, пороги. Мотор мощностью 120 сил, что было достигнуто установкой измененного коленвала, трансмиссия с короткими ходами переключения, оригинальная выхлопная система, задние дисковые тормоза. Последнее решение было впервые применено брендом в серийном производстве именно на этой модели.
Подвеска дополнена газонаполненными амортизаторами от Lada Sport, что в купе с низкопрофильной резиной на дисках шестнадцатой размерности, увеличенным до двух градусом развалом задних колес, и почти до 3 градусов кастором передних, клиренсом в 140 мм, дало более чёткую управляемость. Добавляет драйва на поворотах и рулевая рейка с числом оборотов руля 2,7 вместо 3 у стоковой модели.
За шесть лет владения и пробега почти в 60 000 километров претензий к работе силовых агрегатов не возникало. Осталась без нареканий и подвеска, хотя с учетом плохих дорог все могло быть гораздо хуже.
Забегая вперед комментария читателя о малом пробеге, скажу, что машина проехала несколько раз по маршруту от Тольятти до Сочи и побережья Азовского моря. Это отвратительные по качеству покрытия участки трассы в Волгоградской и Саратовской областях. Да и повседневная эксплуатация в зимний период, особенно с таким клиренсом, способствовала преждевременному износу и возникновению проблем.
Именно малый дорожный просвет и стал причиной двух больших, а по сути, и единственно значимых, поломок.
Трещина в картере коробки появилась после прохождения крупной неровности в третий год эксплуатации. Ремонт тогда обошелся в 27 000 рублей. Кроме корпуса трансмиссии механики поменяли шестерню с затылованным зубом и вилку переключения. Кстати, именно такие проблемы были "детской болезнью" первых спортивных Granta. Стоимость ремонта в данном случае ничем не отличалась от обычной Lada Granta.
Вторая по очереди и значимости поломка, случившаяся также на стыке второго и третьего года владения, - протертый компенсатор глушителя, в простонародье - кукуруза. И вот тут-то я понял, что владею не самым дешевым в плане обслуживания автомобилем. Разница в цене глушителя Granta Sport от обычной версии составила почти 12 000 рублей (2 000 против 13 500). Можно было приобрести реплику примерно за пять тысяч или вварить у родственника на СТО компенсатор от другого глушителя за полторы тысячи рублей. Выбор, как вы понимаете, был очевиден.
Если говорить о ценах на те же самые детали, то сейчас, когда автомобиль уже не продается, основной глушитель у официалов стоит 30 000 рублей, а дополнительный 28 000 рублей.
Обычное дело в эксплуатации автомобиля - это замена расходников. Ими в этой машине стали лампочки головного света, катушки зажигания, тормозные колодки. Катушку одного и того же цилиндра меняли дважды, в четвертый и пятый год эксплуатации. На шестой год приказал долго жить аккумулятор АКОМ.
Скрип задних тормозов, на что жаловались владельцы первых автомобилей, мне устранили инженеры Lada Sport, в рамках длительного журналистского тест-драйва первого года владения. Не без трудов удалось добиться установки доработанного суппорта. На все последующие машины устанавливался именно такой.
На шестой же год с автомобилем произошла досадная неприятность. В период зимне-весеннего противостояния, когда все фары и парктроники грязные, а за окном валит мокрый снег, супруга притерлась задним бампером к Kia Spectra в наклейках adidas и бело-черной собакой, с хрипящим Rammstain в колонках, содрогающим кузов.
Водитель на всех парах внезапно вылетел из арки дома, подставив угол своего бампера. "Кореец" отделался легкой потертостью (такие даже не красят), а бампер Granta треснул в трех местах. Вопрос "кто виноват" не обсуждался вовсе, а вот то из чего сделан треснувший бампер, оказалось очень интересным.
При обращении на СТО было решено покрасить и реставрировать оба бампера, так как, опять же благодаря клиренсу в 140 мм, в этом нуждался и передний.
Сейчас обычный неокрашеный бампер на Granta можно найти за 2 000 рублей против 7 000 рублей за спортивный вариант. Примерно такая же цена и разница между задними бамперами. Не очень большие деньги за крупную деталь. Но мы назвали цену не от Lada Sport. По сути - это контрафакт. Оригинальный, по прайсу Lada Image, поставщика деталей в официальную дилерскую сеть, продают за чудовищные 25 000 рублей за задний и 20 000 рублей за передний. Самое время вспомнить возмущение автомобильных журналистов и блогеров по поводу дороговизны деталей Vesta.
"Хватить вспоминать доллар за 30 рублей! Автопроизводитель зарабатывает на обслуживании и запасных частях. Или просто хочет зарабатывать".
Стоит отметить, что цена неокрашенного бампера обычной Granta и раньше сильно отличалась от стоимости такого же в спортивной версии. В первые годы продаж Granta Sport цена детали у официальных дилеров доходила до 12 000 рублей, что и на то время было очень дорого.
Изготавливались они тогда не из АБС пластика, а из композита - смесь стеклоткани, эпоксидной смолы и шпаклевки. Именно обилие шпаклевки и удивило ребят из мастерской. По всей видимости, первые автомобили получили бамперы из партии, на которой процесс формовки только обкатывался. Отсюда и обилие шпаклевки.
Знаете, если сейчас бы встал вопрос смены автомобиля, то я с большой долей вероятности купил бы именно такой, сохрани производитель в нем все за исключением компромиссной технологии создания бамперов.
Ведь на момент покупки разница между самой укомплектованной Lada и спортивной версией Granta составляла всего несколько десятков тысяч рублей, что полностью нивелировалось отличной резиной, колесными и задними тормозными дисками, потрясающе удобным салоном. Ткань сидений и кожаные элементы (руль, рычаг стояночного тормоза, кожух рычага КПП) сохранили чуть ли не первозданный вид, без потертостей и распустившихся строчек.
Со всей уверенностью, имея опыт длительной эксплуатации других моделей Lada (около 40 000 пробега на Vesta в различных комплектациях, 20 000 на Largus) заявляю, что сиденья на Granta Sport самые удобные в линейке бренда.
Пара мощного мотора и трансмиссии отлично работает при езде как в городе, позволяя ускоряться на средних оборотах, так и на трассе. Расход, что больше отражает стиль езды, - 11 литров/100 километров в смешанном режиме.
В Vesta инженеры и маркетологи вложили все, что только можно было вложить в бюджетный автомобиль, сохранив конкурентные преимущества. Продукт получился достойный. Но в нем, на мой взгляд, нет одного, что лично для меня важно.
Это эмоции. Это машина среднего эмоционального восприятия. Я умышленно не принимаю к рассмотрению Lada Vesta Sport, как автомобиль с более мощным мотором, другим уровнем позиционирования, инжиниринга и обслуживания, совершенно иной ценой. Во многом он лучше. И гораздо дороже. Его удел - это имидж бренда. И сравнится ли он по продажам с цифрами реализованных Lada Granta Sport, это вопрос философский.