Новости

10.06.2019 21:18
Рубрика: Власть

У каждого лауреата свой космос

В Кремле объявили лауреатов Государственной премии РФ за 2018 год в области литературы и искусства, науки и технологий - их имена на специальном брифинге назвали помощник президента Андрей Фурсенко и член президиума Совета при президенте по культуре и искусству, советник президента Владимир Толстой.
По традиции в Малахитовой гостиной Кремля Владимир Толстой и Андрей Фурсенко объявили имена новых лауреатов Госпремии России в области литературы и искусства, науки и технологий, а также гуманитарной деятельности. Фото: Константин Завражин/ РГ По традиции в Малахитовой гостиной Кремля Владимир Толстой и Андрей Фурсенко объявили имена новых лауреатов Госпремии России в области литературы и искусства, науки и технологий, а также гуманитарной деятельности. Фото: Константин Завражин/ РГ
По традиции в Малахитовой гостиной Кремля Владимир Толстой и Андрей Фурсенко объявили имена новых лауреатов Госпремии России в области литературы и искусства, науки и технологий, а также гуманитарной деятельности. Фото: Константин Завражин/ РГ

О нынешней премии "Российской газете" писать особенно приятно, ведь один из ее лауреатов - обозреватель "РГ", писатель, автор почти двух десятков книг Павел Басинский. Ему престижная награда присуждена за вклад в развитие отечественной литературы.

- Басинский - один из самых ярких и глубоких авторов современной русской литературы, - подчеркнул Владимир Толстой. - Каждая его новая книга становится событием, а "Страсти по Максиму" - остаются одной из самых полных и верных биографий Максима Горького.

Уникальным явлением назвал Толстой и следующего лауреата - Николая Луганского. Пианист отмечен за вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры. За вклад в сохранение историко-культурного и природного наследия России Госпремией в этом году наградят Елену Шатковскую, первого и единственного директора национального парка "Кенозерский".

За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности премия в этом году присуждена Родиону Щедрину - автору семи опер, пяти балетов, трех симфоний, 14 концертов, множества произведений камерной, инструментальной, вокальной и хоровой музыки, не говоря о музыке к кинофильмам и спектаклям.

- Родиона Константиновича, - отметил Владимир Толстой, - с полным правом можно назвать послом российской музыки в мире. Его произведения уже более 60 лет в репертуаре выдающихся коллективов, исполняются на сценах ведущих концертных залов.

В области науки Госпремию получат профессор МГУ Валерий Митрофанов, академик РАН Владислав Пустовойт и замдиректора по научной работе Института прикладной физики РАН Ефим Хазанов. Научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин отмечен за выдающийся вклад в востоковедение (арабистика и исламоведение). Лауреатами стали и главврач Научно-исследовательского института - краевой клинической больницы № 1 имени профессора Очаповского Минздрава Краснодарского края Владимир Порханов, заведующий хирургическим торакальным отделением Университетской клинической больницы № 1 Медуниверситета имени Сеченова Владимир Паршин и научный руководитель Российского научного центра рентгенорадиологии Минздрава РФ Владимир Харченко.

Чествование лауреатов состоится в День России, 12 июня, награды им вручит в Кремле президент.

Погнали волну

Без преувеличения можно сказать, что выбирая лауреатов Государственной премии РФ в области науки и технологий 2018 года, жюри попало в "десятку". Все победители - это элита не только российской, но и мировой науки. Когда в 2017 году Нобелевскую премию по физике получили американцы за открытие гравитационных волн, президент РАН Александр Сергеев заметил: среди лауреатов должен был быть российский физик Владислав Пустовойт. И вот сейчас он вместе с докторами физико-математических наук Валерием Митрофановым и Ефимом Хазановым удостоен Государственной премии за создание фундаментальных основ и инструментальных решений проблем регистрации гравитационных волн. Кстати, огромный вклад российских ученых в самое громкое научное достижение XXI века отмечали и сами нобелевцы.

Обнаружение гравитационных волн сравнивают с открытием частицы Бога, бозоном Хиггса, называют Священным Граалем космологии. Они предсказаны более 100 лет назад великим Эйнштейном. И тогда же за ними началась настоящая охота. Но расставленные экспериментаторами сети многие годы оставались пустыми. Решающей стала идея советских физиков Михаила Герценштейна и Владислава Пустовойта, выдвинутая еще в 60-е годы прошлого века. Они предложили создать антенну для ловли гравитационных волн, используя лазерный интерферометр Майкельсона.

Что и было потом реализовано в США. На расстоянии около 3000 километров уставили две антенны LIGO. Это трубы длиной 4 километра, в которых между зеркалами бегает луч лазера. Но более 25 лет детектор молчал. И тогда физики поняли - ему не хватает чувствительности. Ведь сигнал гравитационных волн в тысячи раз слабее, чем шум от теплового движения элементов антенны. Как выделить этот "писк" на фоне такого грохота? Эту архисложную задачу удалось решить во многом благодаря работам Митрофанова и Хазанова. Так, в Институте прикладной физики РАН создан так называемый изолятор Фарадея. Дело в том, что луч, который посылает лазер, ни в коем случае не должен хотя бы частично возвращаться назад. Иначе вся система разладится. За право разработать такой метод защиты соревновались ученые разных стран. Российский вариант был признан наилучшим.

Мировой сенсацией стали пойманные в 2016 году гравитационные волны, появившиеся после слияния двух гигантских черных дыр. И вот тут и сработала поразительная чувствительность прибора. При длине плеча антенны в 4 километра удалось зафиксировать отклонение размером в 10 минус 19-й степени метра. Это в десять тысяч раз меньше размера атомного ядра. Сегодня это предельная точность измерения, которую до сих пор удавалось достичь на Земле.

По мнению ученых, сейчас открылось новое окно для изучения Вселенной. А по сути, началась новая эра в науке, гравитационно-волновая астрономия. Она позволит раскрыть тайны Вселенной, например, суть "темной материи" и "темной энергии". Как известно, на эти феномены приходится более 95 процентов массы Вселенной.

Имя академика Виталия Наумкина многие далекие от науки люди открыли для себя в связи с событиями в Сирии. Он был модератором межсирийских встреч в Москве, а также политическим советником от России при спецпосланнике Генсекретаря ООН по Сирии де Мистура. А фактически занимался научной дипломатией. По мнению специалистов, научные достижения Виталия Наумкина и его уникальный опыт сегодня крайне необходимы при принятии решений российской внешней политики.

- Академик Наумкин не только один из самых авторитетных в мире востоковедов в области исламоведения, он уникальное явление в этой науке, - говорит президент Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дынкин. - Ему удалось совместить самые различные сферы знаний: историю, филологию, религиоведение, этнологию, политологию, международные отношения и в каждой достичь высочайших результатов. Он создал новый, междисциплинарный метод научного исследования, который обеспечивает его научной школе преимущество перед востоковедными школами стран Запада. Работы Виталия Наумкина опубликованы в США, Великобритании и других европейских странах, в странах Ближнего и Среднего Востока. Они принесли ему широкую международную известность как одного из ведущих специалистов по Арабскому Востоку, Центральной Азии и Кавказу.

Особое место занимают его исследования острова Сокотра, расположенного в Индийском океане. Здесь до последнего времени культура и быт сохранялись почти в первозданном виде. Ученые многих стран ринулись изучать этот реликт. И Наумкин оказался среди этих первооткрывателей. Под его руководством ведутся исследования по археологии, этнографии, лингвистике, открывается новый мир и духовные ценности удивительной культуры сокотрийцев. Эти работы Виталия Наумкина стали явлением в мировой науке.

К лауреатам премии, врученной за уникальные методы операций на трахее, ездят учиться медики со всего мира. Они не только присутствуют в операционных, но и изучают весь опыт россиян, начиная с поступления больного до его выписки. Авторам новой технологии докторам медицинских наук Владимиру Порханову, Владимиру Паршину и Владимиру Харченко есть чем гордиться. Внедрение их разработок позволило за последние годы снизить число летальных случаев операций на трахее с 30 процентов до 0,8 процента. За этими цифрами многие тысячи жизней.

Надо подчеркнуть, что трахея очень коварный орган. Вроде бы простая трубка, но тогда почему многие годы наблюдалась столь высокая смертность после операций? Причин несколько. Скажем, человек постоянно дышит, а во время операции, говоря образно, открывается дверь для инфекций, которые всегда есть в организме. Они попадают в грудную клетку, что крайне нежелательно.

Авторы особо подчеркивают, что успех достигнут не благодаря какому-то изобретенному ими аппарату или новому методу хирургии. Разработана и внедрена в медицинскую практику междисциплинарная технология снижения заболеваемости и смертности пациентов со сложными заболеваниями трахеи. Сегодня этими методиками пользуются медики в России и мире. Но есть в арсенале лауреатов и поистине уникальные случаи. Впервые в мире профессор Владимир Паршин пересадил трахею вместе со щитовидной железой. Это позволило сохранить кровоснабжение органа дыхания. По словам ученого, к этой операции он готовился около десяти лет, сделал множество экспериментов на собаках. А решился оперировать на человеке, когда стало ясно, что иначе помочь ему вообще нельзя. С тех пор прошло 13 лет, женщина остается единственной в мире, кому сделана подобная операция.

Льву Толстому повезло с Басинским

Мы познакомились с Павлом Басинским на Писательских встречах в Ясной Поляне, которые с середины 90-х проводил тогдашний директор музея и мой троюродный брат Владимир Толстой. Радость от усадьбы и природы, хорошие разговоры, неизбежно приходившие Толстому, - вот то, что я помню.

В Ясной я всегда чувствовала себя по-домашнему, но ощущала ли я свое родство со Львом Николаевичем? Скорее нет. Трудно установить живые связи с таким гигантом, трудно почувствовать его.

Потом я стала работать в музее Толстого. Документы, мемуары, могучее толстоведение XX века, Шкловский, Эйхенбаум. В XXI веке, казалось, о Толстом все сказано, но по-прежнему совсем не все осознано и прочувствовано. И вот появилась первая книжка Басинского о Толстом "Бегство из рая".

Обращаясь к миропониманию человека XXI века, автор дает нам вместе пройти путь Толстого, от ухода из Ясной Поляны до детства, вспять и в то же время очень выверенно от начала до конца. И вот в противоречивом, на первый взгляд, Толстом, выстраивается очень ясная линия жизни и судьбы, сделанной своими руками.

Басинский часто говорит, что он не литературовед, и последовательно занимается самим Толстым больше, чем его текстами, справедливо считая, что жизнь Толстого не менее великое произведение, чем романы или трактаты. Создавая истории до мельчайших деталей документальные и очень эмоциональные, Басинский дает почувствовать Толстого, его связь с нашими сегодняшними страстями. Так удивительно современно читалась его книга о вере Толстого, так вместе с сыном Львом мы приближались к Толстому...

Нам, тем, кто старается найти у Толстого ответы на вопросы времени, очень повезло, что у нас есть Басинский. И Толстому, я уверена, повезло.

Тонкая сила Луганского

Николай Луганский, пианист, чье имя стало широко известно после победы на конкурсе Чайковского 1994 года. Наверное, есть что-то символичное в том, что четверть века спустя после той победы, накануне старта нового конкурса Чайковского, Николай Луганский получит одну из высших наград России в Кремле из рук президента.

Луганский - редкий образец артиста, доказывающий, что и без избыточного темперамента и внешнего эффекта, а скромно, даже чуть застенчиво можно добиться успеха и заслужить любовь публики по всему миру. Играть на фортепиано Николай начал в 5 лет. Учителями его в Московской консерватории были Татьяна Николаева и Сергей Доренский. Сегодня он выступает в самых престижных залах планеты, гастрольный график расписан на два года вперед. Его исполнительские козыри - отличная пианистическая техника с тончайшей нюансировкой, пленительная интеллигентность и редкая интеллектуальность.

Тандем с Александром Князевым принес ему в 2007 году престижную премию Echo Klassik - за сонаты для виолончели и фортепиано Шопена и Рахманинова. Поклонники оперы помнят его эксклюзивный дуэт с Анной Нетребко на "Декабрьских вечерах" 2004 года с романсами Рахманинова.

Абсолютно особое место в его творчестве заняла музыка Сергея Рахманинова. Он признан одним из лучших интерпретаторов его произведений, он ежегодно обязательно дает концерты в любимой Ивановке, в Тамбовской области, в музее-усадьбе композитора. С его помощью приобрели для музея новенький Steinway. Кто знает, может, если бы у выдающихся россиян хватало, как у Луганского, душевных сил для поддержки памятников культуры, их проще было бы сохранить.

Шатковская и небо Кенозера

С чего начинается национальный парк? Конечно, с его создания. Постановление правительства России о создании особо охраняемой природной территории "Кенозерский национальный парк" было подписано 28 декабря 1991 года. Директором стала Елена Флегонтовна Шатковская, молодая женщина, мама двух детишек, до того 8 лет работавшая в Соловецком музее-заповеднике.

Что значило стать директором национального парка, когда страна на куски разваливается, можно не объяснять. Но что стало бы с Кенозерьем, не получи оно охранного статуса?

Здесь фольклористы XIX века записывали русские былины и сказки. Об этих местах Иван Билибин писал в журнале "Мир искусства", сопровождая текст пейзажами, орнаментами, росписями... Но вот получен статус, больше 141 тысячи северных гектаров, которые надо охранять. С чего начала директор? Что построила в первую очередь? Начальную школу в деревне Усть-Поча. Со временем "Кенозерье" вошло в список биосферных заповедников, стало кандидатом в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А если б не подумали о людях, живущих здесь веками? По словам Шатковской, "вымерли бы деревни, потерялась историческая самобытность этих мест".

Про то, как спасли от вырубок заповедные территории, - отдельный сюжет. Только за это директору "Кенозерья" и ее соратникам надо в ножки кланяться. На балансе у них более ста памятников культуры, в фондах 10 тысяч объектов. Впервые в мире подняли разрушенную 200-тонную летнюю церковь 1700 года...

А что касается Госпремии, конечно же, Шатковская давно ее заслужила.

Левши и праведники Родиона Щедрина

Шла репетиция "Левши". Новую сцену Мариинки готовились открыть премьерой оперы Родиона Щедрина по скоморошьей повести Николая Лескова. Хитроумный тульский мастер уже подковал британскую блоху и собирался в Англию (где ружья кирпичом не чистят). Из кружева лесковских каламбуров рождалась ткань волшебной музыки. Звуки были рассыпчаты и колокольчаты. Снежной волной накрывали. А композитор нервничал. Не слышно жалейку, а "она дает важную красочку".

"Да что вам эта жалейка, - спросил я наивно Родиона Константиновича, когда в репетиции случился перерыв. - Тут ведь и без нее столько красочек, такое множество самых неожиданных инструментов".

И Родион Щедрин тогда, шесть лет назад, стал терпеливо объяснять, почему расширили оркестровую яму, для чего ему важны дудуки, флейты и волынки, хакбрет, разновидность цимбал, о которой слышал не всякий музыкант. Тут нет, сказал он, мелочей: "Мне кажется тут важным буквально все".

А почему Лесков? - я продолжал пытать композитора. - Он же ни с кем не мог ужиться. И тут Щедрин стал говорить о праведниках. "Ну да, Лесков никогда никому не был угоден, без стаи, один, он и был праведником. Я ведь очень боготворю и Гоголя, и Пушкина, но Лесков мне кажется наиболее созвучным сегодняшнему, завтрашнему, послепослезавтрашнему на российской земле. И в этой опере мне важно противопоставить две формы бытия: британскую с нашей российской - рациональную и иррациональную".

Да где же вы их видели сегодня, откуда в наше расчетливое время взяться у нас непрактичным левшам? "Вот тут, - сказал Щедрин, - я никак с вами не соглашусь. Помните народную поговорку: не стоит село без праведника? И опера моя об этом. В жизни и село не стоит, и Россия без праведников".

Удивительно, конечно, говорить о праведниках с композитором, который всю жизнь ломал и нарушал каноны. Еще студентом был - его в 1950-х успели уличить в "формализме". Да и потом: что ни премьера, то громкие скандалы.

Первая его опера "Не только любовь" обнаружила в колхозном крестьянстве неконтролируемые страсти. "А третья труба где?" Хор отвечал: "В Караганде". "Мне Константин Симонов после премьеры сказал, - вспомнил как-то Щедрин, - что опера провалилась, потому что боялись секса".

А что потом? От "Кармен-сюиты" министра культуры Фурцеву отпаивали валидолом. "Уберите эти ляжки!" - кричала она приме Майе Плисецкой.

А что потом? "Поэтория" - диковинное произведение для поэта с хором и оркестром - напугала колокольным звоном. Людмилу Зыкину, народную любимицу, привел на оперную сцену!

А что потом? Пришли совсем другие времена - и против его оперы "Лолита" вышли политкорректные демонстранты в городе Стокгольме.

Никак Щедрин не укладывается в рамочки. При этом ни года без ярких премьер. Нью-Йорк он покорил лесковским "Запечатленным ангелом". Его имя не сходит с афиш Мариинского театра. Несочетаемое в музыке Щедрина по-прежнему внезапно сочетается. И слышится жалейка.

И вот еще он сам, как тот левша и праведник, удивительно верный. По главному счету. Не стало ближайшего друга, поэта Андрея Вознесенского, - он посвятил ему в тот год свой мрачный День гнева - Dies Irae. Возродил их "Поэторию". Ушла из жизни жена Щедрина, великая Майя Плисецкая, - и, кажется, все, что он стал писать теперь, дышит памятью о ней. "Месса поминовения".

Говорят, что в Щедрине сошлось то, что называется "идеальным проявлением русской души в искусстве". Что он ближе других подошел "к тому внутреннему стержню, который можно назвать русской национальной идеей".

А ведь правду говорят.

Власть Работа власти Госнаграды Культура Литература Культура Музыка Классика Культура Арт Музеи и памятники Президент Администрация Президента
Добавьте RG.RU 
в избранные источники