Однако Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства не одобрил этот законопроект. В Совете указали, что критериев нарушений, влекущих столь тяжкие последствия, документ не предусматривает, отнеся этот вопрос на уровень подзаконного акта. При этом из материалов к проекту можно сделать вывод, что речь идет о нескошенной траве, зарастании участка сорной растительностью, наличии на участке мусора. Участки предложено изымать по иску органа местного самоуправления в случае неисполнения владельцем участка в течение 6 месяцев предписания органа пожарного надзора. В этом случае принудительно прекращаются все права на земельные участки, включая охраняемое Конституцией РФ абсолютное право собственности, а участок выставляется на публичные торги.
В Росреестре между тем пояснили "Российской газете", что этот законопроект и не должен был коснуться граждан, проживающих в населенных пунктах или на территории садоводческих товариществ. Поскольку люди, проживающие на этих территориях, в непосредственной близости от источника пожара, при его возникновении являются пострадавшей стороной.
Второй важный момент. Изъятие имущества у собственника является крайней мерой, и в данном случае речь идет о гражданах, которые систематически уклоняются от выполнения законных требований органа, осуществляющего пожарный надзор.
В Росреестре уточнили, что категорией риска являются земельные участки, находящиеся в пятикилометровой зоне от населенных пунктов. Это, по данным МЧС, в основном земли сельскохозяйственного назначения или земли, покрытые лесными насаждениями.
По разъяснениям Росреестра, категорией риска являются земельные участки, находящиеся в пятикилометровой зоне от населенных пунктов. Это, по данным МЧС России, в основном земли сельскохозяйственного назначения или земли, покрытые лесными насаждениями.
Председатель Совета Павел Крашенинников заявил, что концепция проектов не отвечает конституционным критериям справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, не обеспечивает гарантии охраны собственности законом, вытекающие из принципа неприкосновенности собственности, а потому противоречит Конституции РФ.
Крашенинников подчеркнул, что законопроекты неправильны как по сути предлагаемой концепции, которая противоречит Конституции, так и по форме изложения. Поскольку вопросы прекращения права собственности в нарушение Гражданского кодекса РФ предложено урегулировать законом о противопожарной безопасности.
По мнению Павла Крашенинникова, лишение гражданских прав, особенно права собственности, является исключительной мерой, которая должна быть соразмерной последствиям совершения определенных действий. Это означает, что ограничения гражданских прав должны отвечать требованиям справедливости, разумности, соразмерности, должны дифференцироваться, и, конечно же, их применение должно опосредоваться федеральным законом, а не актом правительства РФ, которым предложено определять нарушения, - сказал Павел Крашенинников. На это неоднократно указывал Конституционный суд.
Кроме того, не учтено, что действующее законодательство уже предусматривает механизм противодействия нарушениям пожарной безопасности. Санкции предусмотрены статьей 8.32 КоАП РФ (нарушение пожарной безопасности в лесах) и Лесным кодексом.
Виктория Абрамченко, Заместитель министра экономического развития Российской Федерации, руководитель Росреестра
- Каждый год природные пожары наносят большой ущерб людям, пострадавшим в огне. Страдает экономика регионов, в которых случаются пожары. Природоохранному комплексу наносится огромный ущерб, поскольку выгорают большие площади лесных насаждений. Законопроект Минэкономразвития направлен, в первую очередь, на защиту жизни и здоровья граждан.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"