Почти все участники исполнили сложнейшие концептуальные философские сонаты - трижды прозвучала соната до мажор Прокофьева, соч. 119, (причем подряд у первых трех конкурсантов сегодняшнего прослушивания - Кристофа Круазе из Швейцарии, мексиканца Роландо де ла Гуадалупе Фернандеса, россиянина Федора Амосова), дважды сыграли сонату Шостаковича, ор. 40 (последние два участника - датчанин Джонатан Свенсен и Бенедикт Клёкнер из Германии), прозвучала и соната № 1 А. Шнитке (Иван Сканави, Россия), впервые с начала конкурса. Исполнение подряд одного сочинения несколькими участниками создавало конкурс в конкурсе - можно было сравнить интерпретации.
Соната Прокофьева в интерпретации Федора Амосова, уже зрелого музыканта, ассистента-стажера Московской консерватории класса Наталии Гутман, была удивительно выстроена драматургически, музыкант был предельно внимателен к точности интонации произнесения, к каждому нюансу, и тем самым обнажил внутренний конфликт, заложенный Прокофьевым, полностью захватил этой музыкой внимание зала. И не только благодаря продуманности внутреннего движения мысли и драматургии исполнения, но благодаря умению заставить звучать паузы, продолжая диалог даже во время молчания и создавая поле высокого напряжения.
Достоинством музыканта стало и многообразие динамических оттенков (почему-то оттенки чаще всего у конкурсантов располагаются от меццо-форте по фортиссимо) Такое же взаимодействие с залом создали и последние выступающие, исполнившие сонату Шостаковича - молодой датчанин Джонатан Свенсен, и Бенедикт Клёкнер из Германии. У обоих музыкантов - длинного дыхания фразы, обеспеченные длинной мыслью, владение разнотембровыми красками и широкой динамической палитрой, способность держать внимание. Оба выстроили сонату удивительно цельно, глубоко продумано, - с пониманием и лирики Шостаковича, и иронии, и острых злых скерцо, - но по-разному, у Свенсена было чуть больше драйва, харизмы, у Клёкнера - мастерства.
Кстати, также драматургически логично и динамично выстроено было исполнение Федором Амосовым Pezzo capriccioso Чайковского, прозвучавшее свежо и необычно среди других. И не только потому, что музыкант играл пьесу в первой авторской редакции, отличающейся от привычной версии несколькими пассажами. Эта пьеса Чайковского, прослушанная 25 раз, позволяет говорить о тенденции - большинство музыкантов (как правило это европейцы, конечно же, меньше знакомые, например, с русской песней) играют эту пьесу преувеличенно драматично, трагично, что, конечно, в ней заложено: она написана под впечатлением от кончины друга композитора Николая Кондратьева в Аахене, в тональности Шестой симфонии, но по интонации исполнения она превращается чаще всего в "жестокий романс", с надрывом и в основном на форте. Мало кто вытягивает единую драматургическую линию, допуская автономность контрастных частей. У Амосова эта Pezzo звучало спокойнее, как размышление, как русская песня (рыдания, исступление традиционно появлялись разве что в плачах, не в песнях), сдержанная, но от этого может еще более трагичная. И танцевальная часть больше походила на остинатное механическое движение почти на уровне шороха, заслоняющее боль, после чего возвращение через нервно-рваный пассаж основной лирической темы звучало еще более трагично.
Интересно, что молодой датчанин Свенсен, ставший открытием этого дня прослушиваний, также очень сдержанно исполнил Pezzo, по-русски спев лирическую тему.
Секрет столь большой популярности у конкурсантов Сюиты № 6 И.С. Баха, написанной для пятиструнного инструмента, и, вероятно, самой сложной из этого цикла композитора, не объясним - в третий день ее исполнили 5 раз. По поводу сложности интерпретации и исполнения баховских сочинений и о том, "как надо исполнять Баха" я поговорила с членом жюри конкурса, виолончелисткой Карине Георгиан:
- Мы как раз говорили с коллегами, что здесь и на Западе такие страсти разгораются по поводу Баха, продолжается движение "как надо играть", словно патентованное "надо делать так и никак иначе". Есть определенные законы, все-таки это барокко, но Баха можно играть по-разному, если это не превращается в какую-то песню или романтическое произведение, то это позитивный момент, если это убедительно и стильно. "Свингл сингерс", помните? Джазовое исполнение Баха, это было колоссально. И Бах позволяет сделать это. Или трио Жака Люсье, высококлассный музыкант, тоже делал джазового Баха. Это колоссально. И дух Баха не противоречит! Я думаю, можно играть Баха по-разному, если соблюден стиль и дух.
Кстати, некоторые музыканты очень интересно исполняют Каприсы Пьятти по-баховски - выделяя полифонические линии, играя с тембровыми и динамическими контрастами, создавая темброво различное двух- и многоголосие. Впервые с начала конкурса из обязательных сочинений прозвучали Каприсы Пиатти № 8 (Федор Амосов) и 11 (Джонатан Свенсен) , сделавшие из каприсов настоящие эффектные пьесы, не только за счет технического матсерства, но благодаря великолепному ведению полифонических линий (почти как в Бахе) с тембровым разнообразием голосов и контрастной динамикой.
В конце дня председатель жюри Сэр Клайв Гиллинсон огласил результаты первого тура: во второй тур прошли 12 конкурсантов, причем пятеро - из выступивших в третий день. Во втором туре оказались все четверо российских виолончелистов, участвующих в конкурсе - Анастасия Кобекина, Иван Сендецкий, Федор Амосов, Иван Сканави, а также Сенья Руммукайнен (Финляндия), Каньон-Валенсиа Сантьяго (Колумбия), Чен Ибай (Китай), Сато Харума (Япония), Златомир Фанг (США), Мун Тэгук (Республика Корея), Джонатан Свенсен (Дания), Бенедикт Клёкнер (Германия).
Второй тур конкурса продлится два дня 21 и 22 июня.
Марио Брунелло, виолончелист, член жюри:
- Я согласен с выбором жюри на 80 процентов. Мы вынуждены были выбрать только 12 человек, большинство остальных участников очень сильные, талантливые, и очень близки к этой границе - пройти во второй тур, но, к сожалению, количество участников ограничено. И, нам очень жаль, но это конкурс, и это надо принять. Кого-то выделить как своего фаворита не могу, но я счастлив, что услышу этих двенадцать музыкантов снова.
Какие качества вы ищете в конкурсантах?
- Первое и самое главное - это музыкальность, насколько ясно музыкант доносит то, что он хочет сказать, потом талант и все остальное...