В Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки "Российской газете" сообщили, что такие инновации - продолжение разговора об индивидуальных заданиях ЕГЭ. Как уже писала "РГ" , эксперты предлагают использовать технологии искусственного интеллекта, который сгенерирует каждому участнику свой уникальный вариант КИМ непосредственно перед началом экзамена.
Сегодня варианты ЕГЭ формируются из ежегодно пополняемого федерального банка, объем которого - более 50 тысяч заданий по всем учебным предметам.
По словам директора Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксаны Решетниковой, будущее ЕГЭ и ОГЭ, экзамена для девятиклассников, очевидно связано с постепенным переводом их в компьютерную форму. Экзамены по предметам естественно-научного цикла в этом случае получат новое звучание - появится возможность расширить спектр проверяемых умений. Например, в заданиях по физике или химии могут появиться видеофрагменты: выпускникам нужно будет распознать изученные физические, химические или биологические процессы в реальной жизни.
Но главная "фишка", о которой говорят эксперты и которая может наделать немало шума: возможность выхода в интернет для поиска справочной информации преимущественно для гуманитарных предметов. Как такое возможно - открыть доступ в сеть в ходе мероприятия, которое должно быть максимально защищено от взломов и хакерских атак? Так ли это опасно и так ли необходимо?
Ситуацию прокомментировал научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ, экс-глава Рособрнадзора, стоявший у истоков ЕГЭ, Виктор Болотов.
"Сама идея разрешить школьникам пользоваться справочными материалами во время экзамена не нова - она обсуждалась сразу в самом начале эпохи ЕГЭ. Я сторонник этой идеи, считаю, это шаг в правильном направлении. Но важно понимать: это очень большой вызов для экспертов, которые составляют экзаменационные задания. Очень непросто придумать такие вопросы, чтобы поиск в интернете не стал поиском просто ответа, а не справочной информации для собственных выводов", - сказал Болотов.
"Приведу пример задания, допустим, по обществознанию: в чем расхождение взглядов Трампа и Клинтона по поводу Ирана или арабских стран? Тут одновременно проверяется не только знание предмета, умение искать информацию, но и способность отличать фейк от правды, то есть критическое мышление", - отметил он.
Но как защитить в этом случае экзамен от внешних атак и возможных "сливов"?
"Если мы говорим о выходе в интернет на экзамене, то ни в коем случае не имеем в виду использование гаджетов, которые школьники приносят с собой, - подчеркнул Болотов. - Речь только о стационарном компьютере, которым школьник имеет право воспользоваться необходимое количество раз: подошел, получил информацию, зафиксировал ее и сел на свое место. Кроме того, этот компьютер можно настроить только на прием информации без возможности ее передачи".
Когда мечта станет реальностью? По мнению Решетниковой, для внедрения любой новации в процедуры государственной итоговой аттестации необходимо не менее двух лет, в течение которых проходят апробационные исследования, мониторинги и прочее. Но в пресс-службе Рособрнадзора особо отметили, что выход в интернет во время ЕГЭ станет возможным не раньше чем через пять лет.