Иштван Вардаи: Выиграет тот, кто будет продолжать учиться до конца жизни

Иштван Вардаи, выдающийся венгерский виолончелист, лауреат конкурса им. Чайковского 2007, самый молодой член жюри конкурса 2019.
предоставлено Конкурсом Чайковского

Что для вас наиболее сложное в работе в жюри?

Иштван Вардаи: Я думаю, что самое сложное - это добраться до финала, поскольку к его началу у вас уже масса впечатлений о конкурсантах, и вам кажется, что вы максимально хорошо их запомнили. В этот раз в жюри оказались люди с разными характерами, но несчастных эгоистов среди них нет, и никто не пытается никому ничего доказать. Каждый действительно горит желанием поддержать этих молодых музыкантов. Попасть в финал конкурса Чайковского - это уже все равно, что получить первый приз, поэтому кто займет первое, второе, третье места - мне кажется, уже не имеет значения. Может быть, в будущем это сыграет какую-то роль, но жизнь длинна, и быть музыкантом - это не значит постоянно соревноваться. В конце концов, выиграет тот, кто будет продолжать учиться до последнего дня жизни.

Расскажите, пожалуйста, об Академии Кронберг, многие участники конкурса там учились, вы там преподавали. Изначально она была создана специально для виолончелистов. Почему так? Это не стандартное учебное заведение, не консерватория.

Иштван Вардаи: 25 лет назад, когда Мстислав Ростропович и Марта Казальс открывали ее вместе с Раймондом Тренклером, ее нынешним директором, это больше напоминало какой-то мастер-класс или фестиваль. Мощная поддержка пришла с годами, и сейчас ученикам выдают дипломы, там есть полноценная учебная система, они очень помогают студентам с проживанием - есть возможность жить там и максимально сфокусироваться на учебе. Это фантастическое место, я жил там шесть лет, только в прошлом декабре переехал в Вену, куда был приглашен преподавать. Академия Кронберг - одно из, если не самое лучшее, частное учебное заведение для талантливых молодых струнных музыкантов. Не для всех, а для тех, кто действительно хочет учиться и интенсивно работать, не боится год или два провести в маленькой деревне и остаться наедине с самим собой. Жить в Кронберге - это как смотреться в зеркало, сталкиваться с психологическим напряжением.

Учеба в основном проходит с одним преподавателем или их несколько, по системе мастер-классов?

Иштван Вардаи: За ними закреплены конкретные преподаватели, и у виолончелистов это Франс Хельмерсон, Вольфганг Эммануэль Шмидт, Гари Хоффман... Я уехал, поскольку получил профессорскую должность в Вене, но периодически возвращаюсь. Они приглашают потрясающих дирижеров, музыкантов, пианисты работают со струнниками, они играют камерную музыку, занимаются очень многими вещами, это все дает большой толчок для развития и перспективы.

Вы самый молодой из членов жюри, здесь представители разных поколений. Можете ли вы сказать, изменилась ли подача, стиль игры на виолончели сейчас? Куда пойдет развитие виолончельной игры?

Иштван Вардаи: Не могу сказать. Конечно, есть разница в звучании... Возможно, у всех разные приоритеты в плане его создания, разные характеры... Тот, кто достигает определенных высот в музыке, играет в соответствии со своими чувствами и пониманием произведения. Молодых людей, которые сегодня демонстрируют отличную игру, много. Однако очень важно также знать, что стоит за мелодией, в чем заключено содержание, что хотел сказать композитор - необходим опыт, как в жизни, так и в сценических выступлениях, понимание формы и композиции, многие вещи. Все меняется очень быстро: люди приходят и уходят, "выстреливают" ненадолго или надолго, это происходит несколько иначе, чем раньше. Но я очень счастлив ,наблюдать такое количество талантов!

Ваш коллега, член жюри, китайский виолончелист Ван Цзянь отметил, что сейчас изменились требования к виолончельному звуку. Сейчас наблюдается большое влияние стиля барокко, и "певучесть" свойственная виолончели уходит. Уже "не модно" играть полным звуком с длинным дыханием. Что вы об этом думаете?

Иштван Вардаи: Да, вопрос в том, как играть разную музыку максимально аутентично. Для меня лично звучание виолончели, в том числе и по своему диапазону, очень близко к человеческому голосу. Конечно, она должна "петь". Но заставить виолончель "петь" - это еще не значит постоянно играть с вибрато. Звучание может отличаться, но со своим коллегой я согласен в том, что оно непременно должно напоминать нам о потрясающем своеобразии "голоса" этого инструмента. В конце концов, каждый играет так, как ему нравится, и если кто-то, например, считает, что играть в барочном стиле - это уместно и близко самому музыканту, это его право. В конечном итоге мы увидим, что вызывает больший интерес аудитории, каким людям, что больше по душе - ведь мы живем в свободном мире свободного выбора.

Что самое важное, чему вы учите своих студентов?

Иштван Вардаи: Независимости. В интерпретации и понимании музыки, в осознании того, как правильно учиться, развиваться, ставить цели.