В Петербурге на Конкурсе Чайковского продолжается финал у виолончелистов

Овациями зрителей, криками "браво!" и букетами цветов заканчивались вчера выступления двух финалистов Конкурса - виолончелистов Анастасии Кобекиной (Россия) и Сантьяго Каньон-Валенсиа (Колумбия) в Большом зале Петербургской филармонии.

Второй день финала в номинации "виолончель" был очень ярким и насыщенным эмоциями всех: и солистов, и музыкантов оркестра (которые присоединялись к овациям публики традиционным постукиванием смычками по пультам), и публики, горячо принимавшей своих фаворитов - колумбийского виолончелиста Сантьяго Каньон-Валенсиа, больше похожего на причесанного по случаю выступления в филармонии рок-певца с убранным хвостом, с перстнями почти на каждом пальце обеих рук, и россиянку Анастасию Кобекину, высокую и тонкую, которая лучится радостью, заражая своей обаятельной улыбкой.

Оба - высококлассные музыканты, безупречно оснащенные технически, умеющие подчинить себе и зрителей, и даже оркестр. Этот коллектив (Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии), способный быть строптивым, с радостью играл в ансамбле с молодыми музыкантами, как опытный мастер, немного покровительственно, но с уважением к их несомненному таланту.

"Вариации на тему рококо" П.И. Чайковского были сыграны ярко и легко обоими солистами - Сантьяго стилизованные вариации играл изящно и элегантно, словно плел кружево мелодических линий в стиле рококо. В лирических моментах его виолончель была певучей и эмоциональной, хотя и не слишком.

Виолончель Анасатасии Кобекиной с первых нот Вариаций сразу выделилась (среди всех четверых уже выступивших в финале с оркестром) большим ярким звуком, который виолончелистка способна сделать и призрачно невесомым. Игру Кобекиной отличает невероятная свобода дыхания мелодической фразы, разнообразие интонаций, и владение агогикой, что делает речь ее виолончель абсолютно живой. Наряду с изящными, кокетливо-куртуазными стилизованными вариациями, в каденциях и речитативах появлялись почти трагические ноты, а центральная медленная вариация звучала как глубоко меланхолическая элегия.

Но что было особенно удивительно, это то, как Анастасия работала с оркестром. Было ощущение, что он вела их за собой, предлагая темп, характер движения (и дирижер Николай Алексеев тоже был внимателен к солистке, позволяя ей "вести"). В концерте много моментов унисона солиста и оркестра, музыканты в такие моменты (особенно виолончелисты) больше смотрели на смычок Кобекиной, чем на палочку дирижера. Ее инструмент сливался с оркестром в унисонах и тутти, но не терялся в нем, все-таки выделяясь как сольный.

Первый концерт Д. Шостаковича, ор. 107, написанный композитором для Мстислава Ростроповича, впервые исполненный в этом зале, Сантьяго Каньон-Валенсиа сыграл с попаданием в стиль, драматически выразительно, сумел уловить и шостаковический сарказм, и передать навязчивость основной мысли, и боль в монологах виолончели. Правда, было ощущение, что музыкантом все выверено, все просчитано, не доставало сиюминутной спонтанности, откровенной эмоции.

Анастасия Кобекина исполнила Концерт Э. Элгара ор. 85, который называют "военным реквиемом" (по аналогии с сочинением Б. Бриттена). Он был написан в 1919 году и предает потрясения от Первой мировой войны. Концерт очень лиричен, в нем нет наступательных агрессивных эпизодов, воплощения зла, но много пронзительных монологов-размышлений у солиста, которые Анасатасия Кобекина сумела передать очень лично - ее виолончель и говорила, и плакала, и страдала, и размышляла, вспоминала об ушедшей радости, погружалась в скорбное одиночество.

Прямая речь

Сантьяго Каньон-Валенсиа, финалист Конкурса Чайковского:

- Первый концерт Шостаковича - мой любимый виолончельный концерт и для меня удовольствие играть его, и сегодня иметь еще один шанс исполнить. Я не могу вам рассказать, о чем эта музыка, русские знают об этом больше, но я чувствую глубокую связь с ней. Я также люблю его Скрипичный концерт. Я вообще поклонник Шостаковича. И играть Шостаковича в его зале - это особое переживание, намного более сильное, чем играть где-нибудь еще.

Анастасия Кобекина, финалист Конкурса Чайковского:

- Для меня во время конкурса важно, как можно скорее оказаться в атмосфере концерта, чтобы не думать, что это конкурс, есть другие конкурсанты.

Для меня, как для участника из России, конкурс Чайковского с самого детства - это что-то особенное, он был всегда, и мы всегда равняемся на тех, кто победил, кто играет в конкурсе. Каждые 4 года - это как Олимпиада! Участвовать в этом конкурсе - огромная радость и в то же время огромная ответственность: он совершенно не похож ни на какие другие, в которых я участвовала. И та поддержка, которую я ощущаю от всех друзей и от всех окружающих - просто невероятна.

Концерт Элгара я очень люблю, это очень виолончельный концерт. Виолончель очень близка человеческому голосу, и здесь этот монолог виолончели - просто душевное высказывание всех переживаний, разных красок, разных эмоций. Мне хотелось сыграть этот концерт в финале. И мне повезло.

Что для вас важно - участие в конкурсе или победа?

- Мне кажется, в конкурсе соревновательный момент очень интересен для зрителей: следить за этим потрясающе. Что касается меня, то я старалась играть музыку, а музыка очень далека от соревнований, не хотелось смешивать эти ощущения. Я очень старалась сыграть так, как задумал композитор, вынести на сцену все, что я готовила.