Алексей Максимович, вы уже целый курс наблюдали выпускников Духовной академии. На Ваш взгляд, обучение в МДА усложняет или облегчает учебу в консерватории?
Алексей Рудневский: Оно не может осложнять, но дает большую глубину познания. Две девушки, которые пришли из Духовной академии, показали себя достаточно перспективно, успешно сдали экзамены, и не уступали выпускникам музыкальных училищ, которые всегда славились высоким уровнем. Регентская школа - минимальная часть профессии дирижера, академическое образование расширяет горизонты понимания профессии. У каждого свой ресурс, и важно, как его наполнить в Московской консерватории, где хоровая кафедра основывалась синодалами - знаменитыми Кастальским, Никольским, Чесноковым - педагогами, которые работали в Синодальном училище церковного пения.
На экзамене звучали произведения необычные, например, японского композитора Ко Мацуситы. В то же время, было много церковной музыки. И ее выбирали не только девушки из МДА. Это консерваторская традиция или новая тенденция?
Алексей Рудневский: Они хотят прикоснуться к новому. Это абсолютно нормально. А духовная музыка всегда нас сопровождает в жизни, она нам очень близка. Поэтому многие студенты ее выбирают. Обучение, особенно на втором курсе, связано именно с русской духовной музыкой. Кстати, выпускники МДА выбрали для экзамена, как классику, так и современную музыку. Юлия Безрукова взяла фрагмент из Литургии Иоанна Златоустого Рахманинова, а Татьяна Богута - произведение Мортена Лауридсена, он американец, наш современник. Они справились. Это также заслуга их профессора Ларисы Анатольевны Мовчан.
Впервые на государственном выпускном экзамене по хоровому дирижированию введена новая позиция - управление не только хором, но и оркестром. Студенты практиковались несколько курсов?
Алексей Рудневский: В этом году для них открылась совершенно уникальная возможность - работать с оркестром. К тому же хор был сводный из двух консерваторских - более 130 человек. Это пока новая практика, студенты репетировали всего несколько месяцев. Раньше дирижеры хора сдавали под рояль. Во второй части экзамена все выпускники - 35 человек дирижировали по частям крупными произведениями - это "Месса" Шуберта и его же "Стабат Матер", а также музыка нашего современника Михаила Броннера.
Лев Зиновьевич, есть ли у Консерватории договор с Московской духовной академией на продолжение обучения здесь выпускников регентского отделения?
Лев Конторович: С МДА договора нет. Но есть соглашение о сотрудничестве между нашей кафедрой и Общецерковной аспирантурой и докторантурой, ректором которой является учившийся в консерватории на композиторском факультете митрополит Иларион. Мы вместе проводим Великопостный фестиваль и научно-практические конференции. А что касается этих девочек - мы просто всегда рады, когда к нам приходят регенты церковных хоров. У нас в течение четырех лет есть регентская практика для всех студентов. Это наша специальность.
Специальное отделение регентское есть при консерватории?
Лев Конторович: Нет, отделения нам не надо. Потому что и так все российские хоровые дирижеры должны уметь регентовать. Уже года четыре мы это делаем. Все студенты проходят практику управления церковными хорами.
Есть ли еще студенты - выпускники МДА?
Лев Конторович: Есть, учатся на младших курсах.
Александр Сергеевич, вам понравились выпускники этого юбилейного для консерватории года? Я имею в виду кафедру хорового дирижирования, и то, что впервые здесь введен экзамен по управлению не только хором, но и крупным произведением с оркестром?
Александр Соколов: Да. Было, действительно радостно. Оркестр сейчас в замечательной форме, Феликс Павлович Коробов вкладывает очень много сил для воспитания этого коллектива. Для выпускников хорового отделения работа с оркестром еще во многом terra incognita, поэтому они больше внимания уделяли, конечно, хору и солистам. Но, тем не менее, они получили неоценимый опыт дирижирования оркестром. А что касается регентской практики - да, это новое, но хорошо забытое старое. Потому что когда-то Рахманиновский зал был залом Синодального училища, и именно регентское искусство было источником дирижерско-хорового дела современного. Эта новая традиция возвращает нас к истокам.