Впервые среди выпускников Московской консерватории были регенты из МДА

В Московской консерватории состоялся 150-й выпуск. Впервые на кафедре хорового дирижирования дипломы получили девушки, окончившие прежде регентское отделение Московской духовной академии (МДА). Консерватория четыре года ведет для студентов кафедры практику управления церковными хорами. Каков уровень дирижеров из МДА? Зачем им учиться в Консерватории? Есть ли перспектива у такого альянса? На эти вопросы отвечают ректор Московской консерватории имени П. И. Чайковского Александр Соколов, профессор кафедры хорового дирижирования, руководитель хора Алексей Рудневский, заведующий кафедрой хорового дирижирования, народный артист РФ Лев Конторович.

Алексей Максимович, вы уже целый курс наблюдали выпускников Духовной академии. На Ваш взгляд, обучение в МДА усложняет или облегчает учебу в консерватории?

Алексей Рудневский: Оно не может осложнять, но дает большую глубину познания. Две девушки, которые пришли из Духовной академии, показали себя достаточно перспективно, успешно сдали экзамены, и не уступали выпускникам музыкальных училищ, которые всегда славились высоким уровнем. Регентская школа - минимальная часть профессии дирижера, академическое образование расширяет горизонты понимания профессии. У каждого свой ресурс, и важно, как его наполнить в Московской консерватории, где хоровая кафедра основывалась синодалами - знаменитыми Кастальским, Никольским, Чесноковым - педагогами, которые работали в Синодальном училище церковного пения.

На экзамене звучали произведения необычные, например, японского композитора Ко Мацуситы. В то же время, было много церковной музыки. И ее выбирали не только девушки из МДА. Это консерваторская традиция или новая тенденция?

Алексей Рудневский: Они хотят прикоснуться к новому. Это абсолютно нормально. А духовная музыка всегда нас сопровождает в жизни, она нам очень близка. Поэтому многие студенты ее выбирают. Обучение, особенно на втором курсе, связано именно с русской духовной музыкой. Кстати, выпускники МДА выбрали для экзамена, как классику, так и современную музыку. Юлия Безрукова взяла фрагмент из Литургии Иоанна Златоустого Рахманинова, а Татьяна Богута - произведение Мортена Лауридсена, он американец, наш современник. Они справились. Это также заслуга их профессора Ларисы Анатольевны Мовчан.

Впервые на государственном выпускном экзамене по хоровому дирижированию введена новая позиция - управление не только хором, но и оркестром. Студенты практиковались несколько курсов?

Алексей Рудневский: В этом году для них открылась совершенно уникальная возможность - работать с оркестром. К тому же хор был сводный из двух консерваторских - более 130 человек. Это пока новая практика, студенты репетировали всего несколько месяцев. Раньше дирижеры хора сдавали под рояль. Во второй части экзамена все выпускники - 35 человек дирижировали по частям крупными произведениями - это "Месса" Шуберта и его же "Стабат Матер", а также музыка нашего современника Михаила Броннера.

Лев Зиновьевич, есть ли у Консерватории договор с Московской духовной академией на продолжение обучения здесь выпускников регентского отделения?

Лев Конторович: С МДА договора нет. Но есть соглашение о сотрудничестве между нашей кафедрой и Общецерковной аспирантурой и докторантурой, ректором которой является учившийся в консерватории на композиторском факультете митрополит Иларион. Мы вместе проводим Великопостный фестиваль и научно-практические конференции. А что касается этих девочек - мы просто всегда рады, когда к нам приходят регенты церковных хоров. У нас в течение четырех лет есть регентская практика для всех студентов. Это наша специальность.

Специальное отделение регентское есть при консерватории?

Лев Конторович: Нет, отделения нам не надо. Потому что и так все российские хоровые дирижеры должны уметь регентовать. Уже года четыре мы это делаем. Все студенты проходят практику управления церковными хорами.

Есть ли еще студенты - выпускники МДА?

Лев Конторович: Есть, учатся на младших курсах.

Александр Сергеевич, вам понравились выпускники этого юбилейного для консерватории года? Я имею в виду кафедру хорового дирижирования, и то, что впервые здесь введен экзамен по управлению не только хором, но и крупным произведением с оркестром?

Александр Соколов: Да. Было, действительно радостно. Оркестр сейчас в замечательной форме, Феликс Павлович Коробов вкладывает очень много сил для воспитания этого коллектива. Для выпускников хорового отделения работа с оркестром еще во многом terra incognita, поэтому они больше внимания уделяли, конечно, хору и солистам. Но, тем не менее, они получили неоценимый опыт дирижирования оркестром. А что касается регентской практики - да, это новое, но хорошо забытое старое. Потому что когда-то Рахманиновский зал был залом Синодального училища, и именно регентское искусство было источником дирижерско-хорового дела современного. Эта новая традиция возвращает нас к истокам.