Да пребудет с вами Шварц: 7 лучших пародий Мела Брукса

28 июня Мелу Бруксу, одному из главных "пересмешников" мирового кино, исполнилось 93 года.
kinopoisk.ru

Признанный мастер кинопародии и фарса, обладатель премии "Оскар" (1969), автор гомерически смешных "Сверкающих седел" и "Космических яиц" появился на свет в 1926 году в Нью-Йорке (США), в семье иммигрантов из бывшей Виленской губернии. В детстве Мелвин Джеймс Камински (настоящее имя) был завсегдатаем кинотеатров, где крутили немые фильмы непревзойденного Чарли Чаплина, впоследствии эти детские впечатления легли в основу его картины "Немое кино" (1976). Во время Второй мировой войны будущий режиссер участвовал в боях в Северной Африке и в Европе, а по возвращении на "гражданку" устроился уборщиком в казино в Лас-Вегасе, явно не ожидая, насколько судьбоносным окажется это решение.

Довольно быстро Мелвин прослыл в коллективе главным шутником, и когда срочно пришлось заменять заболевшего артиста стенд-апа, директор обратился за помощью к забавному подметале. Первые выступления проходили под фамилией матери - Брукман, чуть позже он сократил ее до Брукс. Следом была работа на телевидении, где он ставил собственное шоу и писал сценарии для "Маппет-шоу" и сериала "Напряги извилины".

Первой большой работой Брукса в кино стала картина "Продюсеры" (1968) о двух аферистах, задумавших поставить на Бродвее заведомо провальный спектакль "Весна для Гитлера". Удостоившись премии "Оскар" за лучший сценарий, режиссер принялся за экранизацию "Двенадцати стульев" Ильфа и Петрова с Фрэнком Ланджелла в роли Остапа Бендера, однако этот опыт оказался неудачным.

Лишь четыре года спустя Брукса вновь ждал ошеломительный успех: в комедии "Сверкающие седла" он предстал в качестве талантливого пародиста, в мгновение ока став один из главных рупоров жанра. В 2013 году Брукс был удостоен премии Американского института киноискусства за вклад в мировой кинематограф, а в 2016-м - Национальной медали в области искусств за то, что "на всю жизнь научил мир смеяться".

К дню рождения великого пересмешника мы решили вспомнить самые яркие пародии в его фильмографии.

"Сверкающие седла" (1974)

 

В своем первом пародийном хите (в качестве мишени был выбран классический фильм "Ровно в полдень") Брукс изрядно поглумился над вестернами, вывернув наружу все присущие жанру клише - на смену "хорошему, плохому и злому" пришли афрошериф и вождь, говорящий на идиш. Критики сулили картине провал, но в итоге она собрала почти 120 миллионов долларов при бюджете, чуть превышающем 2,5 миллиона, и была трижды номинирована на "Оскар".

Несмотря на обилие неполиткорректных шуток, картину по достоинству оценил Американский институт кино, записавший "Сверкающие седла" в число лучших комедий в истории Голливуда.

"Молодой Франкенштейн" (1974)

 

Сценарий фильма был написан совместно с Джином Уайлдером который также сыграл главную роль - доктора Франкенстина.

Несмотря на сопротивление студии, Брукс настоял на том, чтобы фильм был снят на черно-белую плёнку. Чтобы добиться максимальной стилизации под фильмы 1930-х годов, им были использованы декорации из культового "Франкенштейна" (1931) Джеймса Уэйла, разнообразные операторские трюки, переходы между сценами и титры, выдержанные в духе довоенного времени.

Вопреки скептическим прогнозам, картину ожидал успешный прокат не только в США, но и за его пределами - год спустя в Турции был снят ремейк, получивший название Sevimli Frankestayn.

В 2003 году Библиотека Конгресса внесла "Молодого Франкенштейна" в Национальный реестр фильмов, имеющих особое культурное, историческое или эстетическое значение, что впоследствии вдохновило Брукса на постановку одноименного мюзикла на Бродвее.

"Немое кино" (1976)

 

После неожиданного успеха "Молодого Франкенштейна" Брукс обратился к продюсерам с очередной, казалось бы, проигрышной идеей - снять немой фильм. В центре сюжета - находящийся на грани разорения режиссер немого кино Мел Фанн (Брукс), который только что избавился от тяжелого алкоголизма и хочет вернуться на съемочную площадку.

В прокате фильм окупился десятикратно, получил четыре номинации на "Золотой глобус" и попал в Книгу Гиннесса как звуковая картина с наименьшим числом реплик. Вернее - одной: когда знаменитый мим Марсель Марсо говорит "нет" на предложение сняться в немом кино.

На волне успеха режиссер основал киностудию Brooksfilms, на которой выпускались как его собственные картины, так и фильмы других режиссеров, в частности - "Человек-слон" (1980) Дэвида Линча. Впоследствии Брукс не раз заявлял, что считает "Немое кино" вершиной своего творчества.

"Всемирная история, часть 1" (1981)

 

Монументальная пародия на исторический киноальманах в красках живописует моменты рождения первого художника и первого критика, получение Моисеем пятнадцати заповедей и их частичную утрату, рассказывает о похождениях римлянина Комикуса, дает музыкальный пинок Испанской инквизиции и плавно подводит к любовной истории времен Великой французской революции.

В конце фильма Брукс обещает продолжение, анонсируя будущие эпизоды ("Викинги", "Гитлер на льду" и "Евреи в космосе"), но на деле никакой второй части не последовало - шутка так и осталась шуткой.

"Космические яйца" (1987)

 

В 1987 году под прицел Брукса попали "Звездные войны", "Чужие" и "Звездный путь", в результате чего на свет появились культовые "Космические яйца", или "Космобольцы", - один из абсолютных шедевров кинопародии.

После того как принцесса Веспа сбегает с планеты Друидия в надежде избежать свадьбы с вечно сонным принцем Валиумом, она становится объектом преследования со стороны зловещего Лорда Шлема (Рик Моранис). Чтобы спасти дочь, король нанимает космического авантюриста по имени Лон Старр (Билл Пуллман) и его верного челопса Барфа (Джон Кэнди), посулив им награду в миллион космодолларов - именно столько Старр задолжал гангстеру Пицца Хатту.

Стремясь избежать того, чтобы "их заказала пицца", герои оказываются в пустыне, где сталкиваются с мудрецом Йогуртом и узнают о великой силе, именуемой Шварц. Особенной популярностью "Космобольцы" пользовались в Советском Союзе, заслужив славу одного из главных хитов пиратского видеорынка.

В 2007 году вышла мультипликационная версия фильма, состоящая из двадцати 25-минутных серий.

"Робин Гуд: Мужчины в трико" (1993)

 

Через два года после премьеры фильма "Робин Гуд: Принц воров" (1991), собравшего в прокате почти полмиллиарда долларов, Брукс нанес ответный удар, сняв гомерически смешную вариацию истории шервудских разбойников с песнями и танцами.

Робин Гуд (Кэри Элвес), узнав, что его родное имение за долги забрал шериф Роттингемский, и возжелав отмщения, набирает команду соратников, отличительной внешней особенностью которых являются обтягивающие штаны-трико.

"Дракула: Мёртвый и довольный" (1995)

 

Последней большой пародией Брукса стало очередное переосмысление бессмертного сюжета Брэма Стокера и его бесконечных экранизаций - ответ Фрэнсису Форду Копполе.

Граф Дракула (Лесли Нильсен), тоскующий по свежей крови в своем уединенном замке в Трансильвании, отправляется в викторианскую Англию, населенную страстными женщинами, ценящими любовь и жаждущими, чтобы их соблазнили.