Четвертую премию дали китайскому пианисту Ань Тяньсю, имя которого запомнится теперь не меньше, чем лауреата первой премии Александра Канторова, поскольку Ань Тяньсю получил специальный приз за мужество и самообладание. Не каждый даже опытный музыкант смог бы вырулить из ситуации, когда оркестр играет не тот концерт, на который ты настроился. Между тем, остальные финалисты сгруппировались на лауреатском подиуме, поделив вторую и третью премии.
Денис Мацуев прокомментировал для "РГ" решение жюри:
Денис Мацуев: Это было мое предложение. Раз уж мы ввели с этого года позицию председателя жюри и я его возглавил, то на мне лежит не только ответственность, но и есть право на какие-то предложения в рамках регламента. И даже, если это предложение не вписывается в рамки регламента конкурса, мы вправе запросить у Оргкомитета разрешение на изменения, которые, на мой взгляд, идут на пользу конкурсу.
Например, мы расширили состав участников на втором туре, а в финале решили приблизить всех, насколько это возможно, к призовым местам, показав таким образом, что каждый из этих музыкантов может сделать головокружительную карьеру и остаться на сцене до конца жизни.
Могу еще и еще раз повторять, что на этом конкурсе была россыпь удивительных талантов, индивидуальностей, поколений и школ. Я даже не знаю, когда и где такое бывало! Речь идет не только о финалистах, но и практически всех участниках этого конкурса, которых мы отбирали по видео, и не ошиблись.
Отдельно все-таки скажу о китайском пианисте Ань Тяньсю, получившем четвертую премию: вне контекста произошедшего в финале, его выступление во втором туре было сенсационным (он играл "Вариации на тему Шопена" Рахманинова, и "Вариации на тему Паганини" Брамса). Это человек, который в 20 лет играет не по годам зрело и обладает великолепной пианистической базой. Я думаю, что конкурс Чайковского послужит серьезной отправной точкой для его большой сценической жизни. Мы его еще вспомним, поверьте: у меня есть на это чутье.
Все наши финалисты были потрясающими. Поэтому у меня было предложение, когда мы проголосовали, а проголосовали мы практически сразу, без спорных решений, разделить лауреатские премии. Нам всем было ясно, что Александр Канторов первый. Но я еще вчера, объявляя результаты со сцены, сказал всем: не обращайте внимания, какая у вас премия, потому что это ровным счетом не имеет никакого значения при таком уровне и при таком минимальном разрыве. По большому счету, это формальность. Зато был праздник, удивительный фейерверк пианистических школ и индивидуальностей. Мы присутствовали на разных концертах и получали удовольствие от этого. Я благодарен моей команде жюри: у нас было абсолютное единение в восприятии происходившего.
Когда мы приглашали с Валерием Гергиевым музыкантов в жюри, нам важно было, чтобы они имели еще такие качества, как бескорыстность, открытость, чтобы у нас получилась какая-то человеческая история. И в этом был залог успеха, так же, как залог успеха этого конкурса был в нашей потрясающей публике. Как она слушала, затаив дыхание, а тех, у кого звонил мобильный телефон, готова была чуть ли не загрызть, как аплодировала, устраивала овации, поддерживала всех, а не только своих любимых музыкантов, как аплодировала им всем вечером, когда они вышли на сцену во время объявления результатов! Я был растроган. Нам всем не забыть эти дни!
У наших лауреатов, и не только лауреатов, но и тех прекрасных артистов, кто не прошел в финал, начинается новая жизнь. 14 миллионов просмотров Конкурса Чайковского: из них - 13 миллионов слушали пианистов. У наших всех конкурсантов будет множество приглашений, я знаю, а на третьем в зале сидели продюсеры со всего мира. Главное теперь - включиться в эту новую жизнь.