Долгосрочная аренда автомобиля: выгода или переплата
На волне популярности каршеринга автопроизводители запускают в России сервисы по долгосрочной аренде своих машин. Первым из них стал Volvo, чей кроссовер XC60 с июня стал доступен по подписке в Москве и Подмосковье. А во втором полугодии аналогичную услугу россиянам предложит Hyundai. Другие автопроизводители в нашей стране о планах запуска сервисов по долгосрочной аренде машин пока не заявляли, однако очевидно, что это лишь вопрос времени.
По словам руководителя отдела продаж "Авилон. Volvo" Павла Червякова, подписка на авто позволяет концернам рекламировать и продвигать новые модели напрямую, а также получать актуальную обратную связь. Водитель, который пользовался новинкой целый год, наверняка полностью ее распробовал. Если его все устроило, он может совершить полноценную покупку.
Кроме того, производителям выгоден запуск сервисов по долгосрочной аренде автомобилей, поскольку в договорные отношения включаются всевозможные дополнительные услуги, добавляет руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК "АвтоСпецЦентр" Александр Захаров.
Действительно, подписчики избавлены от многих затрат, связанных с покупкой, обслуживанием и перепродажей автомобиля. На их плечи ложится только оплата парковок, мойка и заправка машины. При этом в отличие от каршеринга автомобиль по подписке можно постоянно использовать как личный - например, оставлять в нем вещи. К тому же авто всегда будет там, где его припарковал пользователь, тогда как каршеринговую машину каждый раз приходится искать по мобильному приложению. И потом еще до нее надо дойти.
Как считает генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин, пока каршеринг все же более привлекателен, чем долгосрочная аренда автомобиля. Не надо думать ни о чем, даже о бензине или мойке. Каршеринг - более спонтанный вариант аренды машины. Но его минусом является ограничение по территории покрытия. Если надо уехать в другой регион или страну, то здесь этот сервис уже не помощник.
"Личный автомобиль в любом случае пока более востребован, чем все остальные формы пользования машиной. В каких-то параметрах собственность проигрывает каршерингу, но в долгую все-таки этот вариант предпочтительнее. Что касается долгосрочной аренды, то пока этот сервис стоит рассматривать больше как маркетинговый ход, который, в том числе, дает возможность получения дохода", - говорит Михаил Чаплыгин.
Так, размер ежемесячной платы за пользование сервисом Volvo Car Drive составляет 59,5 тыс. рублей, первоначальный взнос или иной залог при этом не требуются. За эти деньги клиент получает в пользование сроком на 1 год совершенно новый автомобиль Volvo, который уже зарегистрирован в ГИБДД (имеет госномера) и застрахован по ОСАГО и КАСКО.
В подписку также входят такие дополнительные услуги как регулярное техобслуживание, сезонная замена колес и их хранение, круглосуточная помощь на дорогах, обработка и автоматическое списание штрафов за нарушение ПДД, а также выделенная служба поддержки клиентов. Оформить подписку могут граждане России старше 25 лет, при этом ограничений по стажу вождения не предусмотрено.
Как отмечает директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям автоиндустрии, PwC в России Виктория Синичкина, по сравнению с каршерингом сервис по долгосрочной аренде для потребителя будет обходиться дороже. Однако по сравнению с владением личной машиной, если учесть условия использования, автомобиль по подписке может быть более выгоден.
В первый год работы сервиса по подписке будут доступны кроссоверы Volvo XC60 в топовой комплектации Inscription с бензиновым двигателем Т5 мощностью 249 л.с. Планируется ли в дальнейшем предлагать для долгосрочной аренды другие модели Volvo, в компании не раскрывают. Также неизвестно пока, какие автомобили и на каких условиях получат пользователи аналогичного сервиса Hyundai Mobility.
Впрочем, расширение модельного ряда, доступного по подписке, не сильно повлияет на стоимость таких услуг, поскольку размер ежемесячного платежа включает все расходы на автомобиль с учетом той или иной модели, считает Павел Червяков. По его мнению, такой способ владения подойдет для состоятельных людей с плотным графиком работы, ведь все услуги по содержанию автомобиля уже включены в договор. Кроме того, модель подписки привлекательна для юридических лиц, так как автомобиль не является собственностью компании и не учитывается на ее балансе.
На начальном этапе в программе Volvo Car Drive участвует большинство дилерских центров Москвы и Московской области. Как будет расширяться география нового сервиса, в Volvo не говорят, равно как не раскрывают своих планов по продвижению такой услуги и в компании Hyundai. На примере того же каршеринга можно предположить, что в случае успешного запуска услуг по долгосрочной аренде автомобилей в столице, в дальнейшем подобные сервисы будут появляться и в других городах-миллионниках нашей страны.
"Ключевым фактором для развития долгосрочной аренды автомобилей является уровень доходов населения, вследствие чего такие города, как Санкт-Петербург, Краснодар и Екатеринбург могут считаться потенциально перспективными для нового сервиса. А вот в регионах с низким уровнем жизни граждан и высокой долей подержанных автомобилей такие услуги могут быть менее востребованными", - полагает Виктория Синичкина.
Между тем если в России долгосрочная аренда автомобилей пока еще находится на стадии эксперимента, то за рубежом эта услуга уже достаточно распространена. Так, сервисы владения автомобилем по подписке несколько лет существуют в Америке, Европе и Японии. При этом клиент может выбирать себе машину из нескольких моделей и даже менять их в течение действия договора аренды. Благодаря тому, что подобные услуги в этих странах более развиты, местные автомобилисты уже смогли оценить их преимущества и недостатки как по сравнению с владением личной машиной, так и по сравнению с каршерингом.
По словам консультанта Frost & Sullivan Ивана Кондратенко, в западных странах услуги долгосрочной аренды являются основным способом использования автомобиля среди фирм и также являются довольно популярными среди частных лиц. Определенный успех, вероятно, они будут иметь и в России, хотя среди наших граждан еще сильно чувство владения автомобилем. Тем не менее активный рост каршеринга показывает, что происходит некоторое изменение покупательских предпочтений россиян в сторону использования автомобилей, чем их покупки.
"Как ни парадоксально, но фактор волатильности автомобильного рынка и рост цен будут способствовать развитию таких сервисов, ведь при аренде клиенты платят фиксированную плату и не беспокоятся за последующую перепродажу машины. При этом стоит отметить, что для еще большей популярности услуг по долгосрочной аренде автомобилей и для их удешевления нужны законодательные изменения, в том числе и по части НДС, так как пользователи платят НДС при первоначальном взносе и в последующих ежемесячных платежах", - резюмирует Иван Кондратенко.